Профессия геолога в Советском Союзе была культовой. Имею в виду Советский Союз эпохи силы и славы. (В моё время уже овладевала массами мысль: чем таскаться по тайге – лучше сидеть в конторе в каком-нибудь там Внешторге). Но песни по радио про геологов звучали и в моё детсво и юность, молодые люди без профессии нередко уезжали с экспедициями подсобными рабочими – испытать себя, - так тогда выражались. В общем, «А путь и далёк и долог,/ И нельзя повернуть назад. / Держись, геолог, крепись, геолог, / ты ветру и солнцу брат». Такие были песни. Такая работа – трудная, тяжкая работа. Но молодёжь туда стремилась.
Песни отражали реальность. Россия богата полезными ископаемыми, и их необходимо разведать. И разведывали – в тайге, в пустыне, в Заполярье. В общем, где лежали, там и разведывали. А дальше строили заводы, города в тайге, люди туда приезжали… Даже удивительно сегодня это себе представить.
Сейчас педалируется мысль, что города в тайге строили строго зеки, а потому приличные люди уважать это дело не должны. Даже губернатор Никита Белых диссертацию сочинил про ужасы Вятлага. Всё это так: и зеки были, и ужасы присутствовали. Но и сегодня зеков полно. А вот взять и организовать их труд с такими же результатами – не получается. Так что одними зеками сыт не будешь. Если сегодняшним управленцам, тому же Белых, дать миллион зеков – нифига они не построят. Впрочем, я отвлеклась. Вернёмся к геологам.
В СССР открывались новые месторождения, осваивались, вводились в эксплуатацию. Потому и уважались геологи.
Сегодня в геологи молодые люди не торопятся. Зато поспешают в НОВЫЕ ГЕОЛОГИ. Эти, в отличие от геологов совковых, сидят в кондиционированных офисах за компьютерами. Они тоже копают. Разведывают, осваивают и разрабатывают.
Административный ресурс.
Задача сегодня – сесть на поток. Финансовый, естественно. Здесь самые главные на сегодняшний день залежи полезных ископаемых. Разведывать и заводить в свой карман эти потоки – непросто, но можно научиться. Не то, что ты вот так сел – и тебе деньги в карман. Тут и знания нужны, и навыки, и политес, и интуиция – много чего нужно. Но люди не пасуют перед трудностями, как когда-то не боялись идти в тайгу.
Социологические опросы свидетельствуют: госслужба – самая на сегодняшний день престижная и востребованная среди молодёжи профессия. Во всех образовательных новоделах непременно есть специальность: государственное и муниципальное управление. Едва закончил – будешь управлять. Чем управлять? Ясное дело – потоками. Потому что жизнью такой «специалист» управлять не может в принципе – ему для этого надо поработать, притом не в офисе, а на фабрике, в поле, на ферме. Потереться в этой жизни, может, и по тайге походить. А потоками – пожалуйста. Конечно, не каждому удаётся, но стремятся – все.
Это тренд эпохи – не создавать, а делить и распихивать по карманам. И молодёжь с её незамутнённым сознанием это понимает. «Люблю молодёжь, по ней узнаёшь, что нового», - говорил отрицательный герой Достоевского г-н Лужин. Правильно говорил.
Разумеется, не все молодые люди рассуждают вот так просто и цинично: пойду на госслужбу – бюджеты пилить буду и откаты на карман получать. Нет, конечно. Но интуиция у них работает в правильном направлении: сегодня главное богатство – там. Не в заполярных недрах, не в тайге, а – там.
Где начальство и потоки.
И это молодёжь чует шкурой. Или там печёнкой – не знаю уж, каким органом. Поколение отцов на рубеже 80-х и 90-х ломанулось в кооперативы, в бизнес. Наивные, убогие лошки! Современные НОВЫЕ ГЕОЛОГИ понимают жизнь не в пример точнее и адекватнее.
Потому и не любят их СТАРЫЕ ГЕОЛОГИ. Прошла информация, что бывший советский министр геологии Евгений Козловский отказался получать от нашего президента почётную грамоту по случаю 80-летия. Обидчивый оказался. Письмо написал, вякает старикан: развалили то, угробили это. Цифирки какие-то приводит: неверно-де, что у нас всегда была сырьевая экономика, как сегодня приказано думать. 40 лет назад, - нудит старый геолог, - топливно-энергетических товаров в структуре экспорта было 15,7%, а сегодня – 67,8. При этом машин и оборудования было аж 21,5%, а сегодня – 4,8. В общем, нудный старпёр, ну его.
Идеал жизни сегодня – не созидательный, а перераспределительный. Недаром самое желанное – это «табуретка в Газпроме». Несколько лет назад услышала от одной чадолюбивой мамаши: «Купила моему табуретку в Газпроме». – «Чего-чего?» - изумилась я. – «А ты что не знаешь – говорится так, - пояснила мамаша. – Ну маленькое местечко. А там уж как сам сможет».
Ещё забавное заметила. Среди мелких госслужащих место – наследуется. Мамаша – на пенсию, дочку сажает на своё место. Не пропадать же добру! Уже несколько раз наблюдала.
Больше всего ценится близость к власти – вообще к любому начальству. Это самый большой ресурс. Но к верховной власти протыриться удаётся немногим – это понятно. Но зато ситуация полностью воспроизводится на всех уровнях: областном, районном, едва не поселковом. Как говорят на Востоке: «Что вверху, то и внизу; что внизу, то и вверху».
ВЕСЬ, стопроцентно, большой бизнес вырос из советского ресурса и продолжает использовать советский ресурс. И по-другому быть не могло. Как бывший советский человек мог купить или создать большую собственность? На какие средства? Максимум, что кое-кому удалось, - это не превратить доставшееся халявное имущество в прах. Но это максимум. Нового ничего не создаётся. Недаром про какой-нибудь мост сегодня в СМИ рассуждают с таким пафосом, словно мост не через реку, а, по меньшей мере, на Луну.
Нового, повторюсь, ничего не создаётся.
А как же экономический рост, о котором время от времени оповещают? Особенно радостно, что он, рост, совпал с прогнозом МВФ. Это просто именины сердца – совпасть с прогнозом МВФ. Может, кредитов новых отсыплют.
Чтобы покончить с этим вопросом, надо навсегда договориться о том, что такое экономический рост. Его можно понимать двояко. Можно по совковому: появление новых хозяйственных объектов, новых физических сущностей: хлеб, железо, книги, ткани, дома – ну, вы меня понимаете. Это, конечно, совок и Средневековье. Сейчас все воспарили и используют второй способ - считают в деньгах. А что такое деньги? Тем более не привязанные к какой-то твёрдой сущности – к золоту, например, а только колеблющиеся друг относительно друга? Это нечто весьма эфемерное, что можно повернуть так и эдак. Повысились цены – вот тебе и рост. Если включить сюда услуги – вообще будет нечто астрономическое. Вот я читала, что в образовательный услугах у нас крутятся миллиарды. Представляете, какие мы все тут богачи!
Моя родственница рассказала: в её родном Коврове Владимирской области вообще исчезли… тротуары. Просто нет их. Остались какие-то окаменелые остатки, втоптанные в пыль и грязь. Почему исчезли? А не чинили их с тех пор, как прекратили работать два градообразующих предприятия – вот и исчезли. Такой вот рост. И это не фальсификация, не «лукавая цифра» - просто всё зависит от того, как считать.
Нельзя сказать ничего плохого против стремления людей зарабатывать деньги. Даже и обогащаться не постыдно. Это вовсе не плохо, а во многих случаях и хорошо. Советский социализм пал в том числе и потому, что вместо того, чтобы ИСПОЛЬЗОВАТЬ человеческое стремление к обогащению, он его подавлял, топтал, проклинал и предавал публичной анафеме. А ведь это огромная сила. Мощный социальный мотиватор.
Требуется соблюсти лишь одно-единственное условие. Только одно. Обогащение должно не быть ресурсным. Перераспределительным. Обогащайся на здоровье, но только таким образом, чтобы одновременно с этим росло совокупное богатство страны. Притом богатство, понимаемое не в условных учётных единицах, а по-совковому – в тоннах, кубометрах, километрах. От прибыли обогащайтесь, а не от убытка.
А как же услуги? Те же самые – образовательные? К услугам тот же подход: созданию нового – да, перелопачиванию ресурса – нет. Пожалуйста, учи за деньги, но не торгуй дипломами. Я не имею в виду – в подземном переходе, я имею в виду в вузах. Если лишить их права давать «диплом государственного образца» и отмазку от армии – половина закроется завтра. Значит, это тоже ресурсный, следовательно, паразитический бизнес. Вот, собственно, и всё.
Задача всякого благоучреждённого правления, как выражались в старину, - перекрыть дорогу ресурсному обогащению. Это главнее всяких там собесовских функций, заботы о сирых и убогих и т.п. Потому что если настоящее, а не фиктивное общественное богатство начнёт расти, перепадёт всем, в т.ч. и сирым и убогим.
Если дорога ресурсного обогащения будет перекрыта – народ будет поневоле вытолкнут в производительный труд. Каковой труд, как говорил коллега Алама Смита Вильям Пети, «есть отец всякого богатства». Это, кстати сказать, гораздо более ценная для нашего народа цитата, чем про «невидимую руку рынка». Я бы её вешала как социальную рекламу.
Человек, средний, типичный человек, всегда зарабатывает тем, что проще и менее трудозатратно. Проще всего пилить бюджеты: это даже не делание денег из денег – это делание денег непосредственно из твоего положения. Если простые средства будут перекрыты – человек покряхтит-покряхтит, да и перейдёт к более сложным приёмам обогащения. Эдак и до промышленности может дело дойти.
Но в производительный труд бизнес можно только ВЫТОЛКНУТЬ. Сам он не будет делать нечто более сложное, когда есть возможность делать более простое, а именно зарабатывать чистые, не замутнённые никакой косной материей денежки. То есть обогащаться за счёт ресурса.
Но современная власть ресурсное обогащение не перекроет. По той простой причине, что сама сидит на ресурсе. К тому же тут требуется запредельная политическая воля, т.к. это затронет гигантские интересы. Но опять-таки не надо думать, что если нынче так, то так будет вечно. Надо, по крайней мере, верно понимать, что происходит и что надо делать, чтобы происходило другое.
В прошлом году я с дочкой посмотрела «Недоросль» в театре на Перовской. Всем рекомендую эту пьесу: удивительно современное сочинение. Там дядюшка-резонёр приезжает из Сибири, где он, похоже, разрабатывал полезные ископаемые. Он заработал огромные деньги и произносит, как полагается резонёру, поучительные речи. В чём же он убеждает своих родственников и заодно зрителей? А вот в чём. Обогатиться можно, представьте себе, трудом. Своим собственным трудом можно заработать большие деньги, а не только – внимание! - отиранием в передних у властей предержащих. Дядюшка Стародум уехал из Петербурга и отправился в Сибирь – и вот вернулся с деньгами и успехом. Не административным ресурсом единым жив человек – такая вот мораль. Правильная мораль.