На самом деле время никого не формирует – дело обстоит не совсем так. Просто при разных жизненных системах (экономических, социальных – всяких) на первые места жизни выдвигаются определённые люди. Такие, какие нужны этой системе, какие её формируют и поддерживают. Те, которые этому времени созвучны. Они были всегда, но вдруг неожиданно система выдвигает их, а других – «задвигает».
При стабильно течении жизни этого не заметно: кажется, что то, как оно есть, - это единственно возможное. А как иначе-то? При Советском Союзе было понятно: профессор – это серьёзно и солидно, а банковская служащая – это … ну, тоже, конечно, нужная и полезная профессия, но сравнивать их просто невозможно. Она что? Тётка в нарукавниках, крутящая арифмометр, заменённый впоследствии на компьютер. А профессор – это серьёзно, это попробуй ещё им стань. И казалось, что это и есть естественный порядок вещей, что по-другому и быть не может.
Профессия военного в 30-50-е годы была сверхпрестижной. Дальше, вплоть до Перестройки, – ничего себе. Потом – просто убогой и позорной. Профессия учёного была сверхпрестижной в 50-60-е годы, вполне уважаемой – вплоть до Перестройки, потом – забавным недоразумением. А вот обслуживающие профессии типа продавца, официанта или парикахера прошли обратный путь. Во времена крепкого социализма они не уважались. Даже плакат был такой в 50-е годы: «Культурно торговать – почётный труд» - современная репродукция этого плаката висит у меня в офисе. Само появление этого плаката свидетельствует: профессия «торгаша» не уважалась. Ну и напечатали плакат, чтоб показать: торгаши тоже люди, без них нельзя, не всем же идти в сталевары да в космонавты. Потом, в 70-е, стали они весьма даже людьми. Даже пьеса была про парикмахера: «Смотрите, кто пришёл». Автор (Арро) верно схватил современную тенденцию: новые герои – «не кочегары и не плотники».
Выдвижение и «задвижение» разных профессий – дело банальное и очевидное. Ради этого не стоит и огород городить. Я, собственно, и не стала бы. Но есть ещё один слой проблемы, менее очевидный. В разных системах выдвигаются разные человеческие типажи, разные характеры, разные человеческие типы. Каждый строй жизни предъявляет запрос на определённый человеческий тип, и его он выдвигает в первые ряды жизни.
Строй жизни даёт запрос на определённый характер, на определённое чувство жизни. Опять-таки: время ничего не формирует – оно только выдвигает носителей созвучных себе качеств. Они были всегда, но в какие-то моменты выскакивают наверх.
Кто же герой прожитого нами капиталистического двадцатилетия?
Жизнь наша заточена на распределение и передел ресурса – нового не создаётся, и даже никто не дерзает помыслить о создании чего-то нового. Нового не в маркетологическом, а в онтологическом смысле. Вся деятельность, вся «жизни мышья беготня» заточена только на передел ресурса. Из этого фундаментального факта всё и вытекает.
Кого взыскует ресурсная экономика? Кто её герой? Кто на коне, наверху, кого любят девушки и кому подражают подростки? Очевидно, в ресурсной эколномике наверху тот, кто сумел протыриться к ресурсу. Кто ближе стоит к раздаче благ.
А какими качествами потребно обладать, чтоб не опоздать на раздачу?
Для начала – какими не нужно.
Не нужно и ВРЕДНО (по-современному выражаясь – «контрпродуктивно») уметь что-либо делать в физическом мире, в мире объективной реальности: учить, лечить, программировать, выращивать баранов, строить дома, стричь, петь, играть на трубе – ну, вы меня понимаете.
Вот этого всего не нужно категорически. Попросту говоря, не надо иметь фактическую профессию. Не диплом – дипломы во многих случаях нужны и полезны, а профессию. Иметь её не просто бесполезно для жизненного успеха, но и вредно. Почему? Да потому что человек, имеющий профессию, очень часто к ней привязан, дурашка, в неё погружён, он внутренне себя с нею ассоциирует, лошок эдакий, и у него просто не хватает жизненного ресурса глядеть по сторонам.
А герою ресурсной экономики именно это необходимо в первую очередь – глядеть по сторонам. Обзор у него должен быть, как у зайца: наперёд ведь не скажешь, с какой стороны она пойдёт, пруха-то. Унылый профессионал-работник ковыряется себе, ковыряется, старается что-то там такое сделать, усовершенствоваться, поднять своё мастерство, ну и прочие нудные глупости. Пока он пытается что-то сделать, и делает, что самое интересное, - так вот в это самое время Герой Ресурса – крутит чутким носом вынюхивает свою фортуну. Ведь оказаться в нужном месте в нужное время (этому ведь учит современная успехология) – это не случайный подарок судьбы – это плод определённой жизненной ориентации, настройки личности. Понятно какой настройки: не сделать, а протыриться и прибиться. Эка невидаль, скажете вы: проныра и подлипала – водились они сколько мир стоит. Спору нет, подобный тип существовал всегда, но именно сегодняшняя ресурсная экономика подняла его до недосягаеых прежде вершин.
Главное сегодня – «в случАй попасть» - помните, у Крылова: «Да чем же ты, Жужу, в случАй попал, бессилен бывши так и мал?»
Любопытно, что тип это стал выходить на первый план ещё, когда перестройка и не маячила на горизонте. Обратил на него внимание советский поэт Евгений Евтушенко. Этот геро1й возникает у него не раз – в стихах и в прозе. Помню, в середине 70-х было опубликовано в Крокодиле стихотворение «Дитя-злодей» - о молодом карьеристе, который учится в МГИМО, мечтает о загранице, для чего хочет «тихой сапой пролезть в бюро» (для молодёжи: имеется в виду руководящий орган комсомола). Потом начался вой: молодёжь оклеветали. КП опубликовала ответный стишок, сочинённый каким-то студентом МГИМО, из которого в моей памяти непроизвольно застряло только: «Я гражданин страны Советов, её студент». В общем, вопрос был закрыт. Был это год 1975, если память не изменяет. Герой этот появился ещё в прозаической повести Евтушенко «Ягодные места», но как-то большого интереса не вызвал – возможно, по причине сконструированности всей повести. Потом он появлялся в кое-каких стихах: «Мальчик – вральчик, подлипала, мальчик – спальчик с кем попало». Кстати, тот первый, скандальный, стишок вошёл в какую-то книжку Евтушенко уже без упоминания МГИМО.
То есть герои такие, безусловно, были, но были они на обочине жизни, а сегодня они – центровые. Кстати, я давно уж говорю, что практически все мерзости сегодняшнего дня имели истоки в Застое. В Брежневском Застое при желании можно найти чистые, незамутнённые ключи, питающие все сегодняшние уродства. То, что происходит сейчас, - это воплощённая мечта Застоя.
Вот и Герой Ресурса возник тогда. Но тогда он лишь мечтал протыриться и присосаться, а сегодня наконец сумел.
Какие качества нужны для современного успеха? Прежде всего, повторюсь, фундаментально важно быть НИКЕМ. То есть некой чистой доской, на которой можно оперативно накарябать то, что в данный момент требуется.
Собственно, сегодня возникло и культивируется понятие «успешный человек». Вот успешный – и всё тут. Это в «совке» были знатные доярки, известные учёные, талантливые изобретатели – сегодня всё не так. Сегодня они как-то отменены или, во всяком случае, оттеснены на обочину, чтобы дать дорогу ему – Герою Ресурса – Успешному Человеку. Неприлично спрашивать у успешного человека, кто он по профессии, что он такое сделал или делает, что его привело к успеху. Успеху учат, есть книжки и курсы, как достичь успеха, есть записные учителя успеха. Правда, я ни разу не встречала того, кто бы преуспел в результате этих курсов, но на такие пустяки никто внимания не обращает. Может, он мыслил недостаточно позитивно – вот и не было успеха. И вообще, Don’t be negative!, как говорят наши заокеанские учители жизни.
Вот, например, успешная дама, гламурная блондинка без возраста. Успех её состоит в том, что она успешно торгует семинарами, как достичь успеха, выпустила уйму брошюрок на тему об успехе, и они успешно продаются. Никакими достижениями вне обучению успеху она не отмечена, кто по профессии – не сообщается, откуда взялась – тоже неизвестно. Но она – успешна и уважаема, да и как не уважать успешного человека, сами посудите!
Но это маленький и рядовой Герой Ресурса. Свои небольшие денежки она собирает с отчаявшихся в борьбе с жизнью домохозяек и безработных.
Некоторым успешникам удаётся приникнуть к гораздо более тучным пастбищам. Например, к хорошей, большой и богатой корпорации. Всё равно, государственной или частной, потому что по существу разницы нет: прибыли в любом случае частные, а убытки, знамо дело, казённые. Будешь сидеть перед компьютером и получать приличную зарплату.
Можно, поступить менеджером в инвестиционный фонд. Отчего же не поступить? Вполне достойное место для управленца. Чем управлять? Да чем скажут – тем и будем управлять. Распространённое занятие – искать инвестиционные проекты. Наш приятель М., помнится, года три кряду именно этим и занимался. «Ну, инвестируйте, к примеру, в наши бывшие совхозы, - предлагали мы ему, - теплицы можно, построить элеватор». Не поддался. «Это мелочь», - говорит. Они там рассматривают проекты от пятидесяти миллионов. Долларов. Так искал, искал, получая зарплату, на которую где-нибудь в Саратове можно нанять бригаду разработчиков сложной техники, на досуге играя со своим начальником в футбол. А потом лавочку закрыли. Говорят олигарх утратил интерес к инвестированию. Может, просто самому деньги понадобились, а может – просто отвлёкся, откуда нам, мелюзге, знать?
Управленцы, которые кормились при этом деле, словно стая ворон, перелетели на другие подобные места. Вот один, например, устроился в корпорацию, которая СОБИРАЕТСЯ строить какой-то комбинат, вот только должны на это выделить какие-то деньги. Строить только собираются, а большую зарплату наш герой получает уже сегодня. И чего его строить, комбинат-то, ежели и без него всё так всё так прекрасно: яхты, поездки заграничные, детки в Англии. Закроют это – поступим ещё куда-нибудь . Чай не совки замороченные, что по двадцать лет на одном месте штаны просиживали. Современные учения предписывают менять место работы не реже, как раз в четыре года. Опять же строчка в СV. Опытный управленец, амбициозный карьерист. Жизнь удалась!
Но и эти мои друзья – мелюзга на празднике жизни. Настоящая большая рыбина может заплыть в такую заводь, где и министерские места раздают. Это уже успех побольше. Таких друзей у меня нет – этих я созерцаю только по телевизору. Но по плодам их – узнаю: это они, Герои Ресурса. Всё те же. Недаром на велемудром Востоке говорят: что внизу – то и вверху, что вверху – то и внизу. Правильно говорят, так и есть. Это раньше министры были хмурыми мужиками в мятых костюмах, пошитых совковым портным в совминовском ателье, с кое-как завязанными галстуками, которые – трудно поверить! – даже не были согласованы с цветом носков. И говорили они непонятными словами о нудном – о станках с ЧПУ, о стали и прокате, о фуражном зерне, о недовыполнении плана – тьфу, даже пересказывать скулу сводит. То ли дело сегодня – изящные, хорошо сидящие костюмы, вдумчиво подобранные галстуки, проработанная цветовая гамма: кто-то одевается в цвет загара, кто-то в тон благородных седин. Всё мужчины интересные, стильные, современные. Не говоря уж о дамах. Те – просто заглядение. Укладка, прокраска – хоть сейчас снимай на парикмахерскую рекламу. У такой дамы просто бестактно спрашивать о каких-то там надоях и привесах. С дамами нужно говорить о чём-то приятном и высоком. Прекрасная всё-таки идея, что у нас в правительстве должно быть побольше дам. Это раньше, в совке, считалось, что дело это не женское, потому что очень уж тяжёлое и неблагодарное. А сегодня, поскольку, реальную действительность мы решили своим вмешательством не тревожить – дамам в правительстве самое место.
Почему? Да потому что каждая женщина – прирождённая актриса, недаром все маленькие девочки мечтают об артистической карьере. Притвориться, сыграть, представить – это женщины умеют не только не хуже – лучше мужчин. А это сегодня – главнейший навык. Фундаментальный для успеха. Сегодня герой дня – актёр, клоун, лицедей. Это в старые времена Тютчев царя припечатал: «Ты был не царь, а лицедей». Сегодня это не в укор – напротив, весьма похвально. При том, что ничего не происходит, надо изобразить, что происходит нечто важное и значительное, и вот уже почти произошло. Вот возрос ВВП, вот наметились важные позитивные тенденции, вот приняты важные решения… Поскольку никто ничем не руководит и не управляет, критически важно мастерски играть роль. Один играет роль менеджера среднего звена, другой – топ-менеджера, третий - министра, чётвёртый – мэра. Если ты и в самом деле что-то делаешь – не так уж и важно, выглядишь ты надлежащим образом или нет. Иное дело – в театре. Там генерал особенно героичен, менеджер – энергичен, а учёный – глубокомыслен. А поскольку наша жизнь развёртывается в виртуале, главное в жизненном успехе – правильно выглядеть. Главное сегодня – это «галантерейное обращение», как выражался Иван Александрович Хлестаков. Быть ПРАВИЛЬНО одетым, правильно носить гламурные вещицы, иметь ПРАВИЛЬНЫЕ ужимки, ПРАВИЛЬНОЕ выражение лица: где-то озабоченно нахмуриться, где-то целеустремлённо взглянуть в даль, улыбаться правильно надо – всеми зубами. Верно говорят, 90% информации о человеке люди получают из невербальных источников: внешность, малозаметные движения, запах – так возникает ощущение, свой перед тобой или чужой.
Свой – значит, можно тебя взять в мир гламура и допустить к раздаче благ. В первую очередь, конечно, будут обслужены родственники, друзья, бывшие одноклассники, но не это главное – родственников у нас всё-таки не так много. Гораздо больше – духовных братьев и сестёр. У которых общий предок – Иван Александрович Хлестаков. Проныра, прихлебатель, лицедей, враль – вот он, герой ресурсной экономики.
И по-другому быть не может. Та, где что-то делается, имеется естественный ограничитель к выдвижению СВОИХ: выдвигаемые должны что-то делать. Бессмысленно назначать гламурную дамочку руководить отраслью, если нужно строить заводы и электростанции, а потом ВЫПОЛНЯТЬ ПЛАН. Она, дамочка, не справится, не сумеет. А если ничего такого не надо, а надо просто принимать фото- и телегеничные позы – тогда справится и преотлично. Главное, чтоб своя была.
Именно поэтому у нас повсюду на высших местах сидят невнятные личности с невнятным послужным списком. У них есть CV, но нет биографии. Очень кстати оказалось прекращение деятельности отделов кадров, проклятых гебистских анкет. Теперь, слава Богу, можно придумать о себе, что угодно. Помнится, был такой генерал Дима – комический персонаж, перед которым меркнет не только Хлестаков, но и сам Остап Бендер. Это было внове, а потому – запомнилось. А сегодня – это норма: министр обороны, который никогда не был военным, здравоохранения – никогда не лечивший, образования – сроду не учивший. Просто это ПРАВИЛЬНЫЕ и свои люди.
И так во всех областях и на всех уровнях. И это правильно и эффективно. В ресурсной экономике по-другому и быть не может.
Перестанет экономика быть ресурсной – понадобятся другие персонажи, а этих – исторический вихрь сдует на помойку. Где им тогда будет самое место.