Товарищи дорогие! Ну сколько можно вам изображать из себя выпускниц пансиона при католическом монастыре? Слушать совестно.
Я бесконечно далека от наробраза и, в частности, от медицинского образования – это не мой вопрос. Но даже я знаю, что медицинское образование ВСЕГДА было крайне коррумпированным.
Моя приятельница в начале 80-х годов училась именно во 2-м Меде. Вступительные экзамены она туда не сдавала – перевелась из другого вуза, но внутри вуза всё было предельно монетаризовано: зачёты за деньги, например. Молодые научные сотрудники, разного рода аспиранты были строго из «своих».
Отдельная песня – студенты из южных республик СССР – гл. обр. из Грузии. Моя приятельница любила проводить время в обществе этих весёлых, щедрых и всегда денежных молодых людей. Так вот эти белозубые брюнеты почасту не шибко знали русский язык: для ресторана – довольно, а чтоб учебники читать – далеко не достаточно, да и не привыкли они – читать.
Подруга моя училась всегда очень плохо, не по глупости, а просто по отсутствию интереса. Но диплом получила: какому препу это интересно – переэкзаменовки, опять видеть этих двоечников, фу, своих что ли дел мало… К тому же и не стремилась она быть врачом.
После вуза немного потолклась в какой-то поликлинике, потом вышла замуж, родила, потом начались новые времена, и она сделалась «медрепом» - представителем иностранной фармацевтической фирмы, торговала лекарствами. Зачем пошла в медвуз? А Бог его знает, я уж и не помню сейчас. Просто кто-то из родни работал в хорошем медицинском месте, имел возможность впоследствии устроить, а ей всё равно было.
Все, кто жил в то время, знает: в хорошие места (в вузы и на работу) устраивались главным образом по блату. Исключения – были, исключения есть всегда и везде, но они остаются исключениями. Помню, в мою юность в газете «Комсомольская правда» обсуждался случай: некая девушка пыталась поступить именно в мединститут 10 раз кряду. Не помню, поступила ли она в конце концов. Читатели спорили: правильно ли она делала, что не отступилась от своего желания, стоило ли тратить столько лет жизни и т.п.
В те времена, да и в наши, довольно честно поступают туда, где учиться трудно, а по окончании никаких особых бонусов не ожидается. Типичный пример – знаменитый Физтех. А где легко, престижно и есть надежды (пускай призрачные) на что-то по окончании – там всегда брали своих или за деньги. Так было в благостные советские времена, которые сегодня настрополились рисовать как золотой век.
Ещё вот вспомнилось. Повесть (или роман) культового писателя нашего поколения Юрия Трифонова (автор знаменитого «Дома на набережной»). Но я о другом его произведении – «Время и место», год, кажется, 1981. Трифонов – честный автор: «что вижу, о том пою». Так вот там дочь рассказчика, безумно много занимавшаяся, проваливается несколько раз подряд в вуз (не указано, в какой – подразумевается, похоже, филфак МГУ). Потом выясняется, что там «всё схвачено», и девушка попадает в психбольницу. Но потом муж её (она между делом вышла замуж) устраивается в автосервис и знакомится с каким-то влиятельным лицом, которое обещает поступление в будущем году. Хэппи энд.
Эта история в повести рассказана скороговоркой, она чисто фоновая, не главная в повести. Такова была жизнь.
Тогда, правда, была коррупция знакомств, а сегодня – прямых денег, хотя есть и то, и другое. Если есть знакомства, денег придётся платить меньше. Это тоже все знают.
Все причастные к делу люди знают, сколько стоит поступить на бюджетное место в вуз, который считается престижным и желанным. Ну а куда народ и так не идёт – ну, там всё по-честному. И нечего делать вид, что всё это случилось вот сегодня, ну, в крайнем случае, - вчера.
Изображать из себя невинную кисейную барышню-институтку, ничего не знающую и с ужасом открывающую теневую сторону жизни, как это делают наши СМИ, - постыдно и антиэстетично. ВСЕ уродства нашей жизни имеют корень в Застое – все они оттуда.
Оттуда же и эта радостная готовность к любому лганью, которую неизменно демонстрир наши СМИ – столько, сколько я себя помню. А я, к сожалению, уже пожилая тётенька.