domestic_lynx (domestic_lynx) wrote,
domestic_lynx
domestic_lynx

Откудавзять людей? - (Продолжение)

Итак, если средний россиянин начнёт работать не в 22 года, а раньше - в 19-20, то это будет равно колоссальному притоку людей в народное хозяйство. А надо-то для этого всего ничего - чохом закрыть все эколого-политологически-лингвистические "университеты". При этом нормальное, общепринятое, образование должно стать среднее техническое. Т.е. нормальный, массовый, трудящийся должен быть выпускником техникума.

ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ ОТ СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО?
По идее, среднее-образованный специалист - это специалист, который грамотно и квалифицированно исполняет свою работу - техническую, педагогическую, библиотечную, медицинскую - не изобретая ничего нового, не принимая творческих решений. Он действует по указанию специалиста с высшим образованием. В процессе обучения специалиста со среднем образованием он не учится создавать что-то новое, добывать какие-то знания - он получает знания уже в готовом, препарированном виде. Техник - это специалист, практически применяющий научные и технические знания. Соответствнно, в его образовании практика преобладает над теорией. Мой отец, учившийся на инженера в 50-е годы, говорил, что в промышленности на одного инженера должно приходиться три техника. А вот тогда, когда он это говорил, в 70-80-е годы, соотношение уже было обратное.

Современные студенты, во всяком случае 70% из них, никаких практических навыков не получают. Они кое-как заталкивают в головы перед экзаменами схоластическую пустопорожнюю мудрость да ещё скачивают с интернета рефераты. Т.е. их образование и не теоретическое, и не практическое. Направлено оно на одно - продлить счастливое детство на несколько лет и получить диплом. Все эти экономисты-юристы-политологи-маркетологи вообще никому не нужны. Употребимы они только для сидения в офисах, а для этой амбициозной задачи за глаза хватит трёхмесячных курсов. Ведь это же анекдот: секретарши все с в/о, при этом ни одна не говорит по-английски, не владеет толком делопроизводством, не умеет написать внятного письма. (Это из личного опыта).

Есть вообще нелепые специальности. Например, так назывыаемое "лингвистическое образование" - попросту говоря, иностранные языке. Теперь этого добра - в каждой подворотне. Тоже высшее образование, пять лет. Начать с того, что лингвистика - это вовсе не изучение иностранных языков. Лингвистика - это очень абстрактная, мутная наука, имеющая крайне мало точек соприкосновения с практикой. Можно превосходно знать языки, и не один, можно вообще быть полиглотом и не иметь о лингвистике ни малейшего понятия. Верно и обратное: знание лингвистики языкам не научает. Так что нелепость коренится в самом названии образования. Но дело даже не в этом. Для каждого дела есть некий естественный способ овладения этим делом. Так вот иностранный язык сподручнее всего изучать дома, в школе, на курсах. Для взрослого человека оптимальный способ - двухлетние курсы. Если учиться - выучишься. Ну а не учиться - тут ничего не поможет. Чтобы работать рядовым, нормальным переводчиком, техникума - за глаза и за уши. Ну и практика, практика, практика: работа-то практическая.
То же самое для преподавания языка в школе, в детсаду, дома. В прежнее время (до революции 17-го года) язык преподавали девушки из "недостаточных" (т.е. бедноватых) семейств, сдавшие после гимназии экзамен на звание домашней учительницы. Да ещё иностранки-гувернантки, которые вообще невесть что закончили. И ничего - иностранными языками образованная публика массово владела. А вот когда начали преподавать кандидаты наук - тогда ... сами знаете что стало. Один "джаст э момент".

Абсурдно, что в начальной школе и теперь уж и детсаду учат тётушки с высшим образованием. Моя покойная бабушка была учительницей начальных классов. В 70-е годы к ним стали приходить девушки после института. "Загубили начальную школу! - вздыхала бабушка. - Историю педагогики учат, а детей учить не умеют: ни поиграть, ни поделки сделать." Училище учило делу, институт - пустопорожним абстракциям и глубокой философии на мелких местах.
Это ж курам на смех: училку начальных классов и ядерного физика готовят (почти) одно и то же время. Это какое же разбазаривание самого ценного и невосполнимого ресурса - времени!
А ещё я знаю девушку, которая учится на парикмахершу ... в институте. 5 лет. Честное слово! Такой вот анекдот.ру. Теперь вам понятно, почему не криво постричься - громадная проблема? Они там историю искусств изучают, им не до того.

Молодые люди хотят учиться дальше? Больше знать? Совершенствоваться? Отлично! Вот пускай и учатся - по вечерам, в выходные, на разного рода курсах. Но тогда им, по крайней мере, будет понятно, чему и зачем они учатся.

ДВУХСТУПЕНЧАТАЯ СИСТЕМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ - ЧТО ЭТО ТАКОЕ?

Собственно, смысл двухступенчатой системы высшего образования в этом и состоит, чтобы человек получал сначала среднетехническое образование (бакалавр). Это образование позволяет ему идти работать и не заморачиваться дальше. Но при желании и потребности он может получить потом высшее образование (магистр) по той же специальности. Так искони работала англо-саксонская система образования. Но смысл её именно в том, что сначала изготовляется техник (фельдшер, учитель начальной школы), а уж потом инженер (врач, преподаватель старших классов). У нас (как, впрочем, и в Германии, Италии, Франции) готовили сразу инженера. Потому сначала учили (и учат) всю теорию, потом, на старших курсах, так-сяк учили прикладывать эту теорию к практике, т.е. изучали собственно инженерные и вообще специальные дисциплины.

В последние годы унылые наробразовские недоумки взяли и просто механически разделили наш вузовский курс на две части, в результате наши доморощенные "магистры" оказались вообще не затронутыми никакими специальными дисциплинами - ведь они преподаются на старших курсах. В общем, "хотели , как лучше..."

Сама по себе двухступенчатая система полезна, но разумеется, при условии осмысленного исполнения. То, что есть у нас, - это муляж двухступенчатой системы.

Коротко говоря, вот что надо.
1. После 8-го класса все идут в соответствующие средние специальные учебные заведения, где и учатся 3-4 года, приобретая специальность.
2. Кто-то учится на техника, кто-то на рабочего, кто-то на секретаршу или переводчицу.
3. Дальше подавляющее большинство идёт работать по приобретённой специальности. И работает. Лет с 19-20.
4. Умнейшие, окончившие техникум с отличием и делом доказавшие свою способность получить высшее образование, а не симулякр, имеют право сразу пойти в вуз и учиться ещё пару лет. Таких должно быть процентов 5, ну 10, но никак не больше.
5. Те, о ком в п.3, могут впоследствии окончить вечерние, заочные , дистанционные и иные отделения вузов, если сочтут это нужным.
Большинство - не сочтут, если социальной нормой станет среднее специальное. Ведь это самое большинството идёт в вуз не за знаниями, а просто чтобы быть не хуже других и время провести. Т.е. просто подчиняясь социальному стереотипу: в 3 года - в детсад, в 7 - в школу, в 17 - в вуз.
6. При этом никому не возбраняется учиться на самых разных курсах различной продолжительности - от НЛП до иностранного языка. Эти курсы следует поощрять и создавать и поддерживать.
Я лично как работодатель обучение сотрудника на курсах ценю выше вузовского диплома: в вузе он просто отсидел, продлевая счастливое детство, а на курсы осознанно, по выбору, пошёл учиться. Почувствуйте разницу.

Если мы хотим реформ, нам нужны люди. Вот я и указываю, откуда их взять - молодых, энергичных и более-менее подготовленных.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • ЗАСТАВИТЬ ВСЕХ ПРИВИТЬСЯ ОТ КОВИДА

    Опять заболеваемость ковидом пошла вверх, словно в довакцинные времена. Люди реально болеют и умирают; теперь уже у каждого есть какие-то…

  • ОТКУДА ВЗЯТЬ СЕЗОННИКОВ?

    Вице-премьер Виктория Абрамченко поручила Министерству труда, Министерству внутренних дел и Министерству сельского хозяйства проработать вопрос о…

  • ЧТО Я ПОМНЮ О ЕЛЬЦИНЕ

    По телевизору казённые торжества по случаю 90-летия Ельцина. Путин произнёс прочувствованную речь: «Что отличало Бориса Николаевича - отличало…

  • Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments