domestic_lynx (domestic_lynx) wrote,
domestic_lynx
domestic_lynx

Categories:

"Поговорим о старине"

Давно не писала заметок о советской жизни. («Что было и чего не было в Советском Союзе»). Накануне нового года захотелось написать что-нибудь о старой жизни. Вот почитайте о моей школьной жизни. Вообще-то эти заметки я писала для своей дочки и её одноклассников, поэтому стиль их несколько детский. Но следющий пост будет точно взрослый.

1. КАК МЫ ДЕЛАЛИ СТЕНГАЗЕТУ

Когда я была школьницей, в каждом классе выпускали стенгазету. Была и общешкольная стенгазета – висела возле входа.

В четвёртом классе наша учительница Татьяна Александровна сказала:
- Вы уже большие, пора и вам выпускать стенгазету. – И назначила меня редактором – за грамотность и красивый почерк. Почерк у меня, в самом деле, был красивый, а вот как выпускать газету я понятия не имела. Но Т.А. всё объяснила. Оказалось: просто. Нужно собирать заметки от одноклассников о разных событиях в жизни школы и класса, а потом их переписать моим красивым почерком и поместить на лист ватмана. Лист этот красиво разрисовать – вот и газета. Особое внимание надо уделать борьбе с недостатками, которых в нашем классе очень много: опоздания, невыполнение заданий, отсутствие сменной обуви, ну и так, по мелочи.

Но прошёл день, два, неделя прошла, а заметок мне никто не несёт. Я напоминаю: «Несите заметки!», а они не несут. «Ничего, - говорят, - не происходит, не о чем писать». И в самом деле – ничего особенного не происходит. О чём тут напишешь?

- А ты приглядись повнимательнее, - посоветовала Татьяна Александровна. – Каждый день в классе случается какая-нибудь новость, надо только её разглядеть.

Стала я приглядываться, а тут как раз случилось смешное происшествие. Моя соседка по парте Инна Дергунова любила качаться на стуле. Её и увещевали, и ругали – всё равно качается. Поставит стул на две ножки и давай раскачиваться. И вдруг посреди урока стул - хрясь и сломался, а Инка - бух на пол. Она от неожиданности даже не заревела, хотя ушиблась порядочно, сидит на полу и молчит. Вот про это мы cочинили стишок в первый номер газеты:

Тишина, идёт урок,
Ребята занимаются,
Только Инна Дергунова
На стульчике качается.
Стул не выдержал напора
И упал от Дергуновой.

И нарисовали сломанный стул, потому что Дергунову никто изобразить не взялся.

Ещё в этом номере мы написали, как мы сами убирали класс в связи с окончанием первой четверти. А наверху, под самым заголовком, разместили вырезанные из открыток цветные картинки, посвященные празднику Октябрьской революции – 7 ноября; тогда это был очень важный, государственный, праздник. Ничего себе получилось.

Газету мы выпускали целый год – раза два в месяц. К концу года я научилась видеть новости буквально во всём: качели поставили, яблони зацвели на школьном участке, наша одноклассница Наташа Чудова успешно выступила в концерте учеников музыкальной школы, у Вани Ильина родился братик, состоялся общешкольный кросс, в котором впервые участвовали ученики начальной школы.

На «выпускном» празднике начальной школы все номера нашей газеты были развешаны по стенам актового зала. Их было около десятка. Родители внимательно читали нашу газету и удивлялись: неужто сами писали?

- Сами, сами, - говорила я. Мне очень хотелось сказать: «Это я сама писала». Это была чистая правда, но в те времена было не принято выпячивать свою роль. Но я всё равно гордилась и мечтала в будущем сделаться писательницей.

Да, я совсем забыла: газета называлась «Флажок».
Р.

2. МОЙ ПЕРВЫЙ ПОДАРОК К 8-му МАРТА

Когда я училась в школе, 8 марта отмечалось точно так же, как и сейчас: поздравляли учительниц, на уроке труда изготовляли своими руками подарки мамам и писали им красочно оформленное поздравление, на котором непременно была изображена мимоза с жёлтенькими ватными катышками. Кстати, мимоза и тюльпаны были единственными цветами, которые можно было купить к 8-му марта. Мальчики писали открытки девочками, а девочки в свою очередь поздравляли их на день Советской Армии. Но это были общие, организованные поздравления. А когда я училась в 5-м классе, я впервые в жизни получила от мальчика персональное поздравление и даже подарок!

Вот как это случилось.

Был у нас в классе такой Володя Т. Мальчик как мальчик, разве что хорошо учился по математике и вообще много знал дополнительного, не школьного. Так вот наши девочки решили, что Т. «воображает», т.е. считает себя выше других, заносится, гордится. Словом, «больно умный» - тогда это считалось большим недостатком. И решили они его за это побить, и, надо сказать, своё решение осуществили. Подкараулили его по дороге домой и отметелили мешками со сменной обувью. Сопротивляться Т. не мог: их было больше десятка.

Я ни о решении, ни об избиении ничего не знала. Честно говоря, я и об особой заносчивости Т. ничего не знала, как-то не обращала внимания. А в день побоища меня и вовсе не оказалось: ходила с бабушкой выдирать молочный зуб, который никак не хотел выпадать и уступать место постоянному. Узнала я обо всём, когда разразился скандал: пришла его мама к директору, созвали «классный час», провели разбирательство… В процессе этого разбирательства выяснилось, что не участвовали в избиении только я, Наташа Ч., которая была в это время в больнице, да Ира Б., которая только числилась в нашем классе, а вообще-то по болезни училась дома.

И вот за эту «политику нейтралитета» Т., как говорили, в меня «влюбился». Он даже однажды проводил меня до дома и рассказал по дороге что-то о космосе. Тогда дети вообще очень интересовались космосом и советскими достижениями в его освоении. Потом, впрочем, он опять стал ходить домой по-старому – с мальчишками.

Тут вскоре приспел праздник 8 марта, и Т. подарил мне персональный подарок – симпатичный металлический сундучок. Он до конца школы стоял у меня на письменном столе, я хранила в нём всякие мелочи: скрепки, ластики… Никакой дружбы у нас с Т. не возникло: ему было интереснее с мальчишками, а я по-прежнему водилась с девчонками. Но вот среди девчонок мой авторитет возрос: я проявила независимость, а независимость люди ценят, хотя на самом деле всё получилось совершенно случайно.


3.КВН

Когда я была маленькая, все вокруг играли в КВН – он был изобретён незадолго до того и пользовался огромной популярностью. Команды КВН были и в школах, и в институтах, и в пионерских лагерях, и в домах отдыха – где только не были.

Вот и мы решили провести игру. Приурочили это дело к «выпускному» вечеру четвёртого класса. Была у нас команда мальчиков и девочек. Меня назначили капитаном девчачьей команды, а капитаном мальчишечьей стал самый высокий и красивый мальчик нашего класса С. У нас господствовало мнение, что капитан должен быть, самое главное, из себя видным.

Мы долго готовились, выдумывали и собирали всякие загадки и каверзные вопросы, которые можно было задать противникам. Сочиняли всякие шутки, короткие сценки. Но вот беда: надо было приветствовать противника песней, а песни у нас не было. Наконец откуда-то раздобыли песню, исполняемую на мотив бешено популярной тогда песни «Чёрный кот»:

«Вот пришли в этот зал мы сейчас,
Рады встрече мы в зале у вас,
И хотя тревога в сердце у всех,
Мы надеемся, друзья, на успех.

Говорят, не повезёт,
Если кто не подготовленным придёт,
Мы ж готовились не зря,
Выиграть здесь у вас, друзья,
Мы б желали, откровенно говоря».


Что-то там было ещё, но я не помню.

Вопросы были забавные, но и поучительные, требующие знаний и эрудиции, например: «Какой полуостров сам говорит о своём маленьком размере?» (Ямал).

Были там и шарады, ребусы и кроссворды, которые надо было разгадать как можно скорее.

Были и подарки команд друг другу. Нам мальчишки подарили куклу, а мы им – букет из молодой крапивы – она как раз тогда появилась. К букету прилагался юмористический стишок, который я напрочь забыла, хотя сочинила его именно я.

Жюри у нас состояло из родителей. Им всё очень понравилось, и они присудили ничью. Нас это слегка разочаровало: мы мечтали о победе.

А через несколько лет я, тогда уже вожатая октябрят-младшеклассников, проводила КВН со своими подопечными. Но это другая история.

4. «ХОЧУ БЫТЬ ПОХОЖЕЙ НА ДВОРНИКА ГЕРАСИМА»

Мы писали сочинения с самого первого класса. Помню, моё первое сочинение было про зиму. Потом, в четвёртом классе я очень удачно написала сочинение «Мой самый счастливый день» - о том, как меня принимали в пионеры. А потом мы очень много писали про пионеров-героев. Это были дети, которые помогали взрослым в революции и в Великой Отечественной войне; они совершали героические поступки и многие из них погибли. Так вот эти сочинения было принято заканчивать словами: «Я хочу быть похожей на Зину Портнову (Лёню Голикова, Марата Казея). Это была дежурная фраза. И мы в неё не особенно вдумывались – писали да и всё тут.

И вот наступил пятый класс, а вместе с ним и рассказ И.С. Тургенева «Му-му». Нам задали писать сочинение «Образ Герасима в повести Тургенева «Му-му». Ну, написали мы сочинение, сдали. А через несколько дней наша учительница Екатерина Николаевна приносит проверенные тетради и странно так улыбается. Что же такое мы смешное написали?

Оказалось, полкласса закончили сочинения словами: «Я мечтаю быть похожим на дворника Герасима». По-видимому, они решили, что такая концовка – это просто формула вежливости: вроде как люди говорят при знакомстве «очень приятно», совершенно не задумываясь, приятно им на самом деле или нет. Но Екатерина Николаевна объяснила: надо всегда думать, что пишешь, и писать то, что думаешь.

Когда я, уже совсем взрослой, прочитала рассказ известного современного писателя Михаила Веллера «Хочу быть дворником», я вспомнила ту давнюю историю.


5. КАК МЕНЯ ПРИНИМАЛИ В ПИОНЕРЫ

Все дети моего поколения были сначала октябрятами, а потом пионерами. В октябрята принимали на 7 ноября первого класса, а в пионеры – в третьем классе, как правило, на день рождения пионерской организации 19 мая. В пионеры принимали очень торжественно: в самом красивом месте города или посёлка, под звуки горна, оркестра.

А у нас сделали так. Третьеклассников принимали двумя потоками: сначала особо отличившихся - накануне 7 ноября, а потом всех остальных – в мае. Всем хотелось попасть в состав отличившихся. Мы «подтягивали» оценки, старались не опаздывать в класс, даже мальчишки присмирели.

Наконец выбрали самых отличившихся – человек 15 из трёх параллельных классов. Повезли нас принимать в пионеры не куда-нибудь, а в музей Ленина. Это красное здание в виде древнерусского терема при входе на Красную площадь, напротив Исторического музея. Тогда там помещался музей Ленина, а что сейчас – не знаю.

Мы разделись внизу, привели себя в порядок перед зеркалом. На мне, как и на всех, была белая блузка, тёмно-синяя юбка, кажется, белые туфли. Нас построили в красивом зале, горнист заиграл мелодию «Слушайте все». Торжественно вынесли знамя. Вожатая стала читать «Торжественное обещание»: «Я, - читала вожатая, а каждый из нас по очереди произносил своё имя и фамилию, - вступая в ряды пионерской организации имени Владимира Ильича Ленина, торжественно обещаю горячо любить свою Родину, коммунистическую партию, жить, учиться и бороться, как завещал великий Ленин, как учит Коммунистическая партия, всегда выполнять законы пионеров Советского Союза». Мы все сильно волновались, и моя соседка даже перепутала свою фамилию: сказала вместо «Рыбинская» - «Рыбская».

Потом старшая вожатая повязала нам галстуки. С тех пор мы каждый день носили галстуки в школу примерно четыре года. Я до сих пор помню, как полагается завязывать пионерский галстук. Про галстук говорили, что его три конца символизируют единство трёх поколений: пионеров, комсомольцев и коммунистов. А еще: наш галстук – частичка боевого красного знамени. Даже стихотворение такое было: «Как повяжешь галстук – береги его, он ведь с нашим знаменем цвет одного». Но галстук был очень непрочный, из дешёвой синтетической ткани, от частой глажки он быстро расползался, и приходилось покупать новый; стоил он 75 копеек.

Потом нас поздравил и напутствовал старичок – ветеран революции. Он, совсем молодым мальчишкой, участвовал в Октябрьской революции 1917 года.

Потом мы прошли по Красной площади и побывали в мавзолее Ленина. Мне было страшно: ведь там, как ни говори, - покойник, хоть и вождь мирового пролетариата. Но оказалось – ничего страшного: Ленин лежал, словно спящая красавица в хрустальном гробу, а человеческая река протекала мимо. Потом мы вышли и прошли вдоль кремлёвской стены, где похоронены выдающиеся деятели советского государства, космонавты.

А потом мы поехали домой. Я почему-то ужасно устала, и, едва дойдя до своей комнаты, завалилась спать и проспала до утра.


7. ДЯДЯ ВАСЯ – ФАНТОМАС

Когда мы перешли в пятый класс, у нас в глазах зарябило от обилия учителей. Раньше у нас было всего две учительницы – одна по всем предметам, а другая по физкультуре. А тут – что ни урок, то новый учитель.

На уроке математики в класс вошёл огромный старик и тут же заговорил громовым голосом. Внешне он был похож на Деда Мороза без бороды: такой же высокий, крупный, с седой густой шевелюрой. И двойки он раздавал с такой же щедростью, как Дед Мороз подарки. Мы его ужасно боялись.

Каждую пятницу он нам устраивал контрольную работу на всё пройденное за неделю. После неё в журнале выстраивался столбик оценок. Никакие «точки» Василий Михайлович не признавал: «пара» так «пара». Проверяя тетрадку, В.М. писал коротенькое послание ученику: «Молодец!» или «Повтори дроби» или ещё что-нибудь вроде этого.

С приходом В.М. наши отличники, которых было порядочно после четвёртого класса, стали «съезжать». Я кое-как держалась, но устоять было нелегко, словно на ледяной горке. Проходили мы трудные вещи. Попробуй-ка сложи 5 целых и 18 24-тых и 12 целых и 45 83-х! А мы складывали. До сих пор помню, как в маленькую «люлечку» вписывали с трудом найденный дополнительный множитель.

Кончилась первая четверть, и оказалось, что у нас по математике есть даже неуспевающие, двоечники. Помню, к моей бабушке прибежала мама одного из них с криком: «Наши дети погибают!». Моя бабушка ужасно перепугалась, но тут оказалось, что погибают не все и здоровью нашему ничего не грозит. Бабушка, помню, очень разозлилась на эту женщину за свой испуг и выставила её вон.

Строгого учителя у нас прозвали Фантомасом – был несколько лет назад бешено популярный французский фильм про какого-то ужасного маньяка – Фантомаса. Повсюду, на заборах, на асфальте, на стенах тогда появились надписи латинскими буквами – Fantomas. Это значило что-то зловещее и ужасное. Про нашего учителя даже стишок сочинили:

Не ходите, дети в класс:
Дядя Вася – Фантомас.
Он смеётся, он хохочет,
Всем колы поставить хочет.

Действительно, ему ничего не стоило высмеять нерадивого ученика. Или предложить классу посмеяться над неправильным ответом. Не очень-то приятно: стоишь у доски, а над тобой все хохочут во главе с учителем. Но объяснял Василий Михайлович, хорошо, понятно. Он нам давал стишки, вроде детские, но они помогали запоминать, например: «Биссектриса – это крыса, она бегает по углам, делит угол пополам». Глупо, а я вот помню до сих пор.

Но родители были очень недовольны педагогическими методами нашего учителя: к директору ходили целые делегации, просившие его заменить. Но менять его никто не собирался: человек заслуженный, ветеран войны, имеет награды…

Решила вопрос сама жизнь. Уже в шестом классе Василий Михайлович заболел, а потом в школу больше не вернулся: вышел на пенсию, тем более, что возраст у него уже был пенсионный. Никто о нём не пожалел: дети редко любят требовательных учителей.

Учась в седьмом классе, я встретила в магазине, в молочном отделе, маленького, худенького старичка, покупавшего кефир, и с трудом узнала в нём нашего Фантомаса. Он был совершенно не похож на деда Мороза. Я поздоровалась, он кивнул, но, кажется, не узнал меня. А вскоре я услышала, что Василий Михайлович умер: в учительской висел некролог.

А через много лет я по работе встретила богатого и знаменитого американского адвоката. И оказалось, что он просто не понимает простых дробей. Помню, рассматриваем мы с ним документ, где было написано, что один собственник владеет семью пятнадцатыми, а другой восьмью пятнадцатыми овощебазы. Американец был в полном недоумении, а я ему объяснила, что к чему. И сразу вспомнился мне Василий Михайлович с его простыми дробями и дополнительными множителями. А у адвоката, видно, не было такого учителя.

8. КАК Я СШИЛА РУБАХУ

С пятого класса уроки труда у нас проводили раздельно для девочек и мальчиков. Мальчишки занимались чем-то в мастерских, а мы, девчонки, изучали домоводство. Попросту говоря – кройку и шитьё. У нас был класс, где на партах стояли швейные машинки, а посреди класса был стол, покрытый огромной фанерой – там мы раскраивали материал.

Первое изделие, которое мы учились шить, была ночная рубашка. Делали это очень серьёзно: сначала в альбоме строили выкройку, потом переносили её на бумагу, а потом вырезали из ткани. Я, помню, сама ходила в универмаг выбирать ткань. Выбрала жёлтенький жатый ситчик по цене, если память не изменяет, 53 копейки за метр. Купила ещё шитьё с дырочками. Шитьё – это такая белая полосочка, вышитая с одного края тоже белыми нитками, а с другого просто обрезанная. В шитье были обшитые нитками дырочки. Купила я и узкую ленточку в цвет ткани. Я понятия не имела, что мы будем делать с шитьём и ленточкой, но так сказала учительница, я и купила.

Потом мы вырезали из ткани рубахи, сшили их особым бельевым швом – таким, чтобы не беспокоили и не тёрли швы. Потом к горловине приладили шитьё. А потом пропустили в дырочки ленту, слегка стянули у горла, завязали нарядным бантиком - и рубахи готовы. Мне ужасно понравилось. Я просто не могла дождаться ночи, чтобы лечь спать в моём изделии. Но бабушка сказала, что рубаху надо прежде выстирать, а то я её валяла в классе, а там наверняка грязно. Мне было обидно, но пришлось подчиниться.

А потом я долго-долго носила эту рубаху. Она уже и жатость свою потеряла, а я всё носила. А потом из неё сшили мешки для сухофруктов. Я же и сшила – только шов был не бельевой, а более простой – двойной.

9. КАК Я ДЕЛАЛА ДОКЛАД

В шестом классе мы изучали историю средних веков. Однажды наша учительница сказала: «Кто хочет сделать доклад о детских крестовых походах?» Я подняла руку: мне нравилось выступать перед классом, да и тема интересная.

Дома я посмотрела в детской энциклопедии и кое-что нашла. Ну, думаю, вот это и расскажу. Но бабушка сказала: надо пойти в библиотеку и прочитать ещё и другие источники, чтобы иметь более объёмное представление о предмете. Я пошла в читальный зал детской библиотеки, но, надо сказать, статья в детской энциклопедии оказалась самой вразумительной. Тогда я на всякий случай прочитала про нормальные, взрослые, крестовые походы: это люди шли «воевать гроб Господень», чтобы освободить его из рук «неверных». В общем, в голове у меня образовалась, по правде сказать, изрядная каша, но я была полна решимости сделать замечательный доклад.

Бабушка сказала, что надо взять тетрадь и писать только на левой странице, а правую оставить для заметок и вставок. Писала я всю субботу и всё воскресенье, устала ужасно, а написала всего пять страниц. На правой странице заметок оказалось всего чуть-чуть.

Пока писала, я, конечно, выучила текст почти наизусть, но всё равно бабушка заставила меня два раза рассказать мой доклад. Во второй раз получилось довольно прилично. Оказалось, что делать доклад – трудное дело, даже руки пристроить во время речи не просто. Бабушка сказал, что их в гимназии когда-то учили держать руки согнутыми в локтях и прижатыми к талии. Я попробовала – вроде ничего.

Наступил день моего выступления. Я вышла к доске и бодро рассказала свой доклад. Мой энергичный тон несколько не вязался с тяжёлой долей тех детей, которые участвовали в крестовых походах: большинство их погибло от голода и болезней. Но всё равно учительница меня похвалила и велела красиво переписать доклад, красиво оформить и сдать на выставку ученических творческих работ. Ужасно неохота было опять переписывать один и тот же текст, но делать нечего – переписала. Сшила тетрадные листы, приладила обложку из альбомного листа. Обложку разрисовала: оборванные дети идут через лес и несут крест. Один упал от усталости. Мне очень понравилась моя работа.

Мой доклад долго висел на выставке. А потом его заменили другим моим же докладом – про итальянского художника Рафаэля. Но тот первый – про детские крестовые походы – запомнился навсегда. Я поняла: сделать доклад – нехитрое дело; не боги горшки обжигают.
Subscribe

  • ЮРИСТЫ ИЛИ ТРАКТОРИСТЫ?

    Я так давно пишу о нелепости существующего у нас положения с образованием, что даже и не испытала особой радости, когда узнала, что на эту нелепость…

  • ВОСПИТАНИЕ ИЛИ НАХЛОБУЧКИ?

    Меня попросили высказаться об инициативе губернатора Белгородской обл. Вячеслава Гладкова злостно болтающих против СВО и Российской Армии, права в…

  • «НАД СТРАНОЙ ВЕСЕННИЙ ВЕТЕР ВЕЕТ»

    Под самый новый год пришли такие вести с полей: Генпрокуратура РФ потребовала взыскать в пользу государства 100% крупнейшего донского…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 30 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • ЮРИСТЫ ИЛИ ТРАКТОРИСТЫ?

    Я так давно пишу о нелепости существующего у нас положения с образованием, что даже и не испытала особой радости, когда узнала, что на эту нелепость…

  • ВОСПИТАНИЕ ИЛИ НАХЛОБУЧКИ?

    Меня попросили высказаться об инициативе губернатора Белгородской обл. Вячеслава Гладкова злостно болтающих против СВО и Российской Армии, права в…

  • «НАД СТРАНОЙ ВЕСЕННИЙ ВЕТЕР ВЕЕТ»

    Под самый новый год пришли такие вести с полей: Генпрокуратура РФ потребовала взыскать в пользу государства 100% крупнейшего донского…