domestic_lynx (domestic_lynx) wrote,
domestic_lynx
domestic_lynx

Categories:

ГЛАЗАМИ ГОРНИЧНОЙ

Просмотрела с небольшим перерывом целых два сериала (второй, впрочем, не досмотрела, он ещё идёт). Для меня это очень высокие показатели, потому что ТВ смотрю очень мало, а после 9-часовых новостей вообще устаю и хочется лечь спать. Так что глаз мой не замылен и впечатления свежи.

Думаете, буду по своему обычаю, всё ругать? А вот и нет. Похвалю. Благодаря просмотренным сериалам я многое поняла, чего решительно не понимала раньше. И вообще мне удалось найти ответ на вопросы и недоумения, которые постоянно возникают в моей повседневной работе. Это ли не сила искусства?

А вот какие.
Служащие моей торговой компании (их чуть больше сотни) абсолютно не верят в то, что их положение в компании обусловлено единственным фактором – старательной работой. И ничем больше.

Не верят вопреки собственному повседневному практическому опыту, вопреки наблюдаемым фактам. Работают они давно, некоторые по десять лет, и всё происходит именно так: премии, грамоты и иногда увеселительные поездки получают именно и только те, кто лучше работает. У меня нет никаких ни подруг, ни любимчиков, все мне абсолютно равны. Но, конечно, если человек хорошо работает – я с удовольствием его отмечаю. Не было ни единого случая, чтоб кого-то уволили по причине конфликта с руководством, потому что «пришёлся не ко двору» или что-то в этом роде. Ни единого случая! У нас вообще текучесть кадров очень низкая, есть люди, работающие с основания компании, чему уж 14 лет. Значит, атмосфера на работе объективно хорошая, начальство не сволочное, жить можно.

Вроде всё прекрасно: трудись себе и в ус не дуй. Ан нет! В коллективе постоянно циркулируют слухи и сплетни, одна нелепее другой. Муссируется вечнозелёная тема «кто чей», т.е. кто кем протежируется из начальства. Одна девушка считается чересчур близкой лично ко мне (она родня моей домработницы) – так вот на неё собирают компромат и мечтают её скомпрометировать и спихнуть.

Зачем? А так, знаете… на всякий случай.

Я иногда отмечаю действительно прекрасную труженицу – нашу редакторшу корпоративной газеты. Это только так называется – «редакторша». А на самом деле она пишет и верстает нашу газету от слова до слова. Невнятное мычание «с мест» она превращает в разумные статьи и интервью. В общем, замечательный работник. Достаточно сказать, что, родив ребёнка, они ни на день не прервала выпуск газеты. Протащила ноутбук в роддом и работала. За такую работу она получает несколько больше премий, чем обычные сотрудники: я ей сделала денежный подарок на свадьбу, родины, что другим сотрудникам мы не делаем.

Отчего же Н. ходит в моих любимицах, по общему мнению? Недавно я узнала, почему. Потому что она ко мне постоянно подлизывается, развлекая меня разговорами о… стихах. Н. пишет стихи и корыстно использует это своё свойство, чтобы подольститься к начальству. Я пресильно изумилась, но потом припомнила, что, в самом деле, за более, чем пятилетнее знакомство, мы с нею пару раз болтали о поэзии. Мысли о том, что Н. всего-навсего отлично работает и за это её ценят, - просто никому не приходит в голову. Просто нету такого оборота мысли.

Мой муж, склонный преувеличивать рациональную составляющую в человеческом мышлении и поведении, пребывает в неизбывном изумлении: зачем? Что они делят меж собой, какие такие блага? Деньги? Тут нечего делить. Все они сидят на твёрдой зарплате, премии незначительны, процентов с продаж они не получают, т.к. торгуют у нас независимые продавцы, а люди на окладе только обслуживают процесс. Славу? Влияние? На что? Карьера? Карьерный рост у нас маловероятен, разве что если кто-то из начальников отдела уйдёт.

Из опыта они могли бы вывести, что вся эта возня не имеет никаких практических последствий, но она – продолжается. И любые кадровые перемены и вообще всё, происходящее в компании, общественное мнение всегда объясняет чьими-то личными взаимоотношениями, настроениями, отношениями того к этому, а этого к тому, стремлением кому-то насолить, что-то такое показать, доказать и никогда – интересами дела. Таков господствующий образ мышления. Повторюсь: он находится в полном противоречии с ИХ же повседневным опытом. (В скобках замечу, что люди они все недурные и незатейливые функции, которые им поручены, выполняют вполне удовлетворительно; я говорю не об их работе, которая меня устраивает, а об их мировосприятии).

К чему я это всё рассказываю и причём тут сериалы, с которых, если помните, я начала?

А вот к чему. Просмотрев два исторических сериала – «Фурцева» и «Жуков», я всё поняла. Не только мои служащие сводят ВСЁ, происходящее в организации, к личным отношениям, интригам, подсиживаниям и всяческой возне. Это – общерастространённый взгляд на вещи. Все так думают. Это разлито в воздухе. Этим дышат.

Трудно предположить, чтобы скромная выбивалка накладных имела какой-то особый, свой, взгляд на вещи. Имей она его, подозреваю, не пошла бы в конторские клерки. Средний человек вообще не имеет своих взглядов, а берёт те, которые разлиты в воздухе, которые транслируются авторитетными источниками. Для детей это всегда была семья, потом батюшка в церкви, позднее парторг на заводе, теперь – телевизор в первую очередь. Транслируются мнения разными способами – прямо и косвенно. Особенно в этом деле эффективно искусство, которое ничего не утверждает прямо, а закачивает «картинку» в подсознание. Недаром крупные диктаторы и вожди народов уделяли внимание искусству, а многие и сами были причастны искусству. Есть даже мнение, что выдающиеся вожди массовых движений рекрутируются из несостоявшихся людей искусства (Эрик Хоффер «Истинноверующий»), но это так, к слову.

Так вот фильмы. Похожи они, словно серии одного сериала. (Я не обратила внимания, одни ли люди их сделали или разные, да это и не важно, ведь я пишу не рецензию). По стилю, по чувству жизни они – единство. Очень всё красиво, особенно винтажные интерьеры и костюмы. Камера любуется жизненной плотью, тем, ушедшим, бытом, который по прошествии времени обретает заворажиающую притягательность: витой кабель открытой проводки, тяжёлые чёрные телефоны (я помню такой в раннем детстве!), ну и, разумеется, старинные громоздкие авто. Красивые женщины, менее красивые мужчины, с разной степенью сходства загримированные под исторических персонажей.

Герои – выдающиеся деятели партии и правительства, как было принято тогда выражаться. Годы – напряжённые, полные грозных событий. Чем же заняты эти люди, стоявшие у руля? А заняты они ровно двумя вещами: интригами и любовью.

Единственная цель всех их поступков – усидеть самому и распихать конкурентов. Ну и в промежутках – любовь. Вернее, пожалуй, наоборот – сплошная любовь, а в промежутках – интриги и распихиванье. Всё решают личные взаимоотношения. Никого ни в малейшей степени не интересует направление движения страны, да и вообще что в этой стране происходит. Не говоря уж обо всём остальном мире. Может, они даже газет не читают. И то сказать – до того ли? Вот умер Сталин. По какому пути пойдёт страна? Никто этим не заморачивается. Да и чего заморачиваться? Известно же давно: Сталин – кровавый тиран, Берия – коварен, Хрущёв – дурак и кукурузник. Да и неинтересно всё это – то ли дело любо-о-офь. А вообще все и везде служат лицам, а не делу.

Это взгляд горничной, наблюдающей барскую жизнь. Взгляд на уровне замочной скважины. История, изложенная с позиции горничной и предназначенная на потребу горничных. Ну, горничная сегодня – не массовая профессия, массовая – офисная сиделица. Вот это история для неё. Почему для неё? Потому что преобладает любовь. Было б для него – преобладали бы драки.

Над всем разлит убеждённый, не знающий сомнений взгляд: нету никакой цели, и никаких задач нету, может, и страны никакой нету, а есть – личные отношения. Кто сообразит вовремя, к кому примкнуть – тот на коне. А нет – извини-подвинься. Иногда является незатейливая мораль: не сдавать своих. Вот Хрущёв сдал – и поплатился: самого сдали.

Именно так, и только так, мыслят мои служащие. Ровно так мыслят и действуют киношные исторические деятели.

Да какие они деятели? Так – ряженые. На всём протяжении длиннейших сериалов (впрочем, может, для сериалов это и не очень длинно) между героями ни разу не возникло разговора о пути страны, о положении в мире, о социализме и капитализме. Ни разу ни у кого в руках не было не то что книги – газеты-то не было. И это естественно. Коллективная горничная (она же офис менеджер) не заморачивается этой нудной мурой. Исторические персонажи такие же простые и незатейливые, как мои служащие. И мысли у них точно такие же. Такие вообще сегодня носятся в воздухе. Такие лежат в фундаменте всех этих бесчисленных «историй», «биографий» и т.п., которые сегодня очень читаемы. Наверное, и мои служащие тоже почитывают иногда, тем более, что эти издания часто кладут в парикмахерских.

Какими эти люди были на самом деле? Разными, наверное, были. Масштабными. Что горничной, конечно, невместимо понять. Вот Берия. Выдающийся организатор, между прочим. Много сделал для развития экономики родной Грузии. Недоучившийся инженер-строитель, мечтавший когда-нибудь доучиться и работать по специальности. Есть мнение, что они с Маленковым готовили что-то вроде второго нэпа. Но победил Хрущёв. Да, экстравагантный был субъект. Но что-то он ведь имел в виду. Было у него какое-то вИдение. И даже его неловкая борьба с художниками-абстракционистами и накачки творческой интеллигенции, о чём много было писано и говорено, - имело всё это какую-то цель? Такое искусство нам не нужно. А какое нужно? Но об этом в фильме про Фурцеву – ни гу-гу.

А вот и сам тов. Сталин. В фильме он медлительно ест яблоко, боится Жукова и гоняет гебистов. А ведь Сталин ежедневно прочитывал по пятисот страниц. Это так, пустяки, фон жизни, на котором разворачивалось руководство страной. Он сам читал все книжки, выдвигаемые на премию своего имени. Об этом рассказывает К.Симонов, бывший в комиссии по этим премиям. И это так, в порядке отдыха, помимо основной работы. Сталин до последних дней жизни следил за работой над политэкономией социализма, задерживал выход книги: явно размышлял, какой дорогой пойдёт страна, и не находил удовлетворяющего его ответа… Но эти подробности барской жизни не привлекают внимания горничной, не интересные они…
Сейчас создаётся много исторических фильмов. Складывается кино-история. И вся она питается, формируется взглядом горничной. И в свою очередь питает, формирует взгляд горничной. Влияние тут двустороннее, они взаимно поддерживают и усиливают друг друга. И постепенно взгляд горничной растёт, расширяется, разбухает до размеров всего культурного поля. Он становится общеобязательным, правильным, единственным. Настолько универсальным, что даже такие мелочи, как личный повседневный опыт (как это происходит в моей компании) не способен его перебить.

Вот что я поняла, глядя по вечерам сериалы. Спасибо их изготовителям.
Subscribe

  • ОТКУДА ВЗЯТЬ СЕЗОННИКОВ?

    Вице-премьер Виктория Абрамченко поручила Министерству труда, Министерству внутренних дел и Министерству сельского хозяйства проработать вопрос о…

  • ЧТО Я ПОМНЮ О ЕЛЬЦИНЕ

    По телевизору казённые торжества по случаю 90-летия Ельцина. Путин произнёс прочувствованную речь: «Что отличало Бориса Николаевича - отличало…

  • ГРЯДЁТ РЕВОЛЮЦИЯ?

    В России явно готовится революция. Цветная или ещё какая – не так важно. Важно, что революция. Поэтому, глядя на школоту Навального, да и…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 145 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • ОТКУДА ВЗЯТЬ СЕЗОННИКОВ?

    Вице-премьер Виктория Абрамченко поручила Министерству труда, Министерству внутренних дел и Министерству сельского хозяйства проработать вопрос о…

  • ЧТО Я ПОМНЮ О ЕЛЬЦИНЕ

    По телевизору казённые торжества по случаю 90-летия Ельцина. Путин произнёс прочувствованную речь: «Что отличало Бориса Николаевича - отличало…

  • ГРЯДЁТ РЕВОЛЮЦИЯ?

    В России явно готовится революция. Цветная или ещё какая – не так важно. Важно, что революция. Поэтому, глядя на школоту Навального, да и…