Независимо от содержания - Бог с ним, с содержанием, я просто не успела его оценить. Я о профессиональном уровне, о том, что в старину именовалось мастерством. Ведь искусство - это в первую очередь умение, мастерство, искусность.
Какое там! Абсолютно любительская съёмка: так снимают туристы на экскурсиях, я и сама так фотографирую, сын меня ещё за это всё время критикует.
И не надо про стилизацию под самодеятельность: неумехи всегда бубнят про стилизацию, особые приёмы, и прочие всякие жалкие слова канючат.
Если б я не слышала об этом изделии, "взорвавшим рунет", я бы пожала плечами и тут же выключила, но тут немножко поглядела. Ор на экране стоит такой, что уши закладывает. Понимаю: так в самодеятельности всегда достигается экспрессия. Драматугр опять же постарался: герои объясняются строго на молодёжном сленге, обычных слов почти не произносят. Тоже понятно: ещё Достоевский, больше ста лет назад, заметил: как возьмётся неумелый писатель изображать купца, так у него герой ни одного нормального слова вовек не произнесёт - только всенепременно посконно-сермяжно-замоскворецкое. Или вот, как в данном случае, отмороженно-молодёжное. Хотя ребятишки-то условные. Иным "школьникам" лет по 25. Это в старину режиссёры умели работать с детьми, не говорю уж про школьников. Теперь с этим не заморачиваются, чего возиться.
И ведь ЭТО кто-то это может обсуждать, вообще может придавать этому убожеству хоть какое-то значение. И молодые люди, по-видимому, считают, что это вообще норма, что это и есть искусство.
И дело тут не в какой-то частной неудаче - печально падение качества, косорукая неумелость, становящаяся нормой и едва не образцом.
Я уже писала прежде, что наше время - это время вертикального падения качества. Во всём. От пения до строительства, от изготовления башмаков до писания романов.
Неумехи больше не прячутся стыдливо по углам. Они - герои нашего времени. Они смело выставляют свои косорукие шедевры на всеобщее обозрение. Для них создаются музеи и выставки, например, музей современного искусства на Петровке. Постепенно именно уродство и убожество становится нормой. Оно и понятно: кто не видел ничего хорошего, добротного, настоящего и, с другой стороны, постоянно видит уродство - для того уродство - норма. "Среди слепых и однолазый король", - гласит латинская пословица. Или, по-русски, "на безрыбьи и рак - рыба".
Постепенно косорукое убожество обретает своих глашатаев и теоретиков: критики и искусствоведы объясняют "пиплу", который "хавает", что вот-де это наив (или "наиф" что ли, если по-французски), это там какой-то там постмодерн или ещё что-нибудь. И процесс идёт себе помаленьку - ещё немного и современное искусство вплотную приблизится к наскальной живописи каменного века.
Почему так? А потому, что мы живём в мире количества. Всего очень много, а требуется (кем требуется? зачем требуется?) ещё больше. Мегатонны башмаков, большинство из которых завтра отправятся на свалку, поэтому напрягаться нечего - так сойдёт. Мириады цветных книжулек, на смену которых завтра придут другие мириады. Главное быстрее, быстрее, надо заявить о себе, а то не успеешь, окажешься за бортом, выпадешь из обоймы, о тебе забудут, ты станешь лузером. Боже мой! Как страшно стать лузером! Поэтому надо бежать ещё быстрее, суетиться с утроенной энергией и множить, множить, множить количество производимой дряни.
Сделать плохое, глупое, непрофессиональное - это ничего. Вот ничего не выставить на продажу - вот это по-настоящему ужасно. Сказать десять глупостей - гораздо лучше, чем одну умную вещь. Сказав десять глупостей, ты постепенно превратишься в эксперта по данному вопросу. Сказав одну умную - ты просто потеряешься, и тебя не заметят. Поэтому десять глупостей заведомо предпочтительнее, чем умная вещь, но одна.
Учиться мастерству - некогда. Не до того, время только терять, надо пробиваться, пиариться, продвигаться. В результате сегодня мы видим среди профессионалов, звёзд, мэтров людей, которые четверть века назад не пробились бы на клубную сцену. А многие современные вполне даже писатели не пристроили бы свои опусы и в многотиражку.
Сто лет назад Лев Толстой написал прекрасное эссе "Что такое искусство". Там он
увидел то, что в его время только намечалось - превращение искусства из служения в бизнес. Он предсказал конец искусства.
Сбылось!
Даже с превышением. Вместе с искусством сходит на нет человеческая искусность и умелость. Во всех областях.