domestic_lynx (domestic_lynx) wrote,
domestic_lynx
domestic_lynx

Categories:

Неумехи

Впервые включила сериал "Школа", вернее, просто оказалась рядом с включённым телевизором. Я вообще-то редко удивляюсь, да и телевизор пракитчески не смотрю, но тут даже слегка изумилась: какое убожество!

Независимо от содержания - Бог с ним, с содержанием, я просто не успела его оценить. Я о профессиональном уровне, о том, что в старину именовалось мастерством. Ведь искусство - это в первую очередь умение, мастерство, искусность.
Какое там! Абсолютно любительская съёмка: так снимают туристы на экскурсиях, я и сама так фотографирую, сын меня ещё за это всё время критикует.
И не надо про стилизацию под самодеятельность: неумехи всегда бубнят про стилизацию, особые приёмы, и прочие всякие жалкие слова канючат.

Если б я не слышала об этом изделии, "взорвавшим рунет", я бы пожала плечами и тут же выключила, но тут немножко поглядела. Ор на экране стоит такой, что уши закладывает. Понимаю: так в самодеятельности всегда достигается экспрессия. Драматугр опять же постарался: герои объясняются строго на молодёжном сленге, обычных слов почти не произносят. Тоже понятно: ещё Достоевский, больше ста лет назад, заметил: как возьмётся неумелый писатель изображать купца, так у него герой ни одного нормального слова вовек не произнесёт - только всенепременно посконно-сермяжно-замоскворецкое. Или вот, как в данном случае, отмороженно-молодёжное. Хотя ребятишки-то условные. Иным "школьникам" лет по 25. Это в старину режиссёры умели работать с детьми, не говорю уж про школьников. Теперь с этим не заморачиваются, чего возиться.

И ведь ЭТО кто-то это может обсуждать, вообще может придавать этому убожеству хоть какое-то значение. И молодые люди, по-видимому, считают, что это вообще норма, что это и есть искусство.

И дело тут не в какой-то частной неудаче - печально падение качества, косорукая неумелость, становящаяся нормой и едва не образцом.

Я уже писала прежде, что наше время - это время вертикального падения качества. Во всём. От пения до строительства, от изготовления башмаков до писания романов.

Неумехи больше не прячутся стыдливо по углам. Они - герои нашего времени. Они смело выставляют свои косорукие шедевры на всеобщее обозрение. Для них создаются музеи и выставки, например, музей современного искусства на Петровке. Постепенно именно уродство и убожество становится нормой. Оно и понятно: кто не видел ничего хорошего, добротного, настоящего и, с другой стороны, постоянно видит уродство - для того уродство - норма. "Среди слепых и однолазый король", - гласит латинская пословица. Или, по-русски, "на безрыбьи и рак - рыба".

Постепенно косорукое убожество обретает своих глашатаев и теоретиков: критики и искусствоведы объясняют "пиплу", который "хавает", что вот-де это наив (или "наиф" что ли, если по-французски), это там какой-то там постмодерн или ещё что-нибудь. И процесс идёт себе помаленьку - ещё немного и современное искусство вплотную приблизится к наскальной живописи каменного века.

Почему так? А потому, что мы живём в мире количества. Всего очень много, а требуется (кем требуется? зачем требуется?) ещё больше. Мегатонны башмаков, большинство из которых завтра отправятся на свалку, поэтому напрягаться нечего - так сойдёт. Мириады цветных книжулек, на смену которых завтра придут другие мириады. Главное быстрее, быстрее, надо заявить о себе, а то не успеешь, окажешься за бортом, выпадешь из обоймы, о тебе забудут, ты станешь лузером. Боже мой! Как страшно стать лузером! Поэтому надо бежать ещё быстрее, суетиться с утроенной энергией и множить, множить, множить количество производимой дряни.

Сделать плохое, глупое, непрофессиональное - это ничего. Вот ничего не выставить на продажу - вот это по-настоящему ужасно. Сказать десять глупостей - гораздо лучше, чем одну умную вещь. Сказав десять глупостей, ты постепенно превратишься в эксперта по данному вопросу. Сказав одну умную - ты просто потеряешься, и тебя не заметят. Поэтому десять глупостей заведомо предпочтительнее, чем умная вещь, но одна.
Учиться мастерству - некогда. Не до того, время только терять, надо пробиваться, пиариться, продвигаться. В результате сегодня мы видим среди профессионалов, звёзд, мэтров людей, которые четверть века назад не пробились бы на клубную сцену. А многие современные вполне даже писатели не пристроили бы свои опусы и в многотиражку.

Сто лет назад Лев Толстой написал прекрасное эссе "Что такое искусство". Там он
увидел то, что в его время только намечалось - превращение искусства из служения в бизнес. Он предсказал конец искусства.

Сбылось!

Даже с превышением. Вместе с искусством сходит на нет человеческая искусность и умелость. Во всех областях.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • ОТКУДА ВЗЯТЬ СЕЗОННИКОВ?

    Вице-премьер Виктория Абрамченко поручила Министерству труда, Министерству внутренних дел и Министерству сельского хозяйства проработать вопрос о…

  • ЧТО Я ПОМНЮ О ЕЛЬЦИНЕ

    По телевизору казённые торжества по случаю 90-летия Ельцина. Путин произнёс прочувствованную речь: «Что отличало Бориса Николаевича - отличало…

  • ГРЯДЁТ РЕВОЛЮЦИЯ?

    В России явно готовится революция. Цветная или ещё какая – не так важно. Важно, что революция. Поэтому, глядя на школоту Навального, да и…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment