Top.Mail.Ru
? ?

Previous Entry Share Flag Next Entry
I AM STERDAM: я снова в Амстердаме
рысь
domestic_lynx
Я опять в Амстердаме, и опять ради нашей отраслевой выставки. Вообще-то я тут четвёртый раз, и всегда приезжала на выставку. По существу город видела очень мало, всегда хотелось увидеть больше. Но так получилось, что на последних двух выставках я не была: в 2008 неожиданно умерла владелица турбюро, которая мне делала визу, а в 2010 я в это самое время была в Китае. А в этот раз привезла с собой дочку – мне захотелось показать ей Голландию. Ради этого она прогуливает школу (мои читатели, критикующие меня за несоответствие слова и дела непременно отметят: сама говорит, что учиться надо, а девчонке разрешает прогуливать; заранее согласна, так именно и есть). Но кто его знает – может, не придётся в будущем так вот легко и вольготно разъезжать по миру. Может, границы закроют, а может, денег не будет – как знать? Вспомните: сто лет назад состоятельная публика могла ехать куда угодно, были бы деньги. И трудно было вообразить, что может быть по-другому. А, положим, 50 лет назад никто никуда не ездил, и в свою очередь невозможно было представить, что может быть по-другому. Помню, бабушка мне говорила: «Учи языки – пригодится. Побываешь в разных странах – будешь говорить». Мама, не помнившая никакой «дореволюции», относилась к такой перспективе крайне недоверчиво: какие такие страны? В нашем тогдашнем окружении никто ни в какие заграницы не ездил. А бабушка, помнится, отвечала, что-де когда-то это было, значит и в будущем может стать. Вдруг раз – и случится, а иностранный язык в два счёта, не выучишь. И бабушка оказалась права: вдруг дивным образом открылась границы, возможность путешествовать. Молодёжь даже не представляет, что когда-то любая поездка за границу была грандиозным событием. А я, вспоминая бабушкино пророчество, иногда думаю, что как открылась – так и закрыться может эта удивительная лафа. Потому и хочется показать девчонке разные страны.

Кстати, о языках. Что меня неизменно удивляет: в северной Европе практически все говорят по-английски, и хорошо, очень хорошо. А в романских странах, в той же Италии, - нет. То есть говорят, как и у нас, те, кому это необходимо, а вот так, чтобы все подряд – этого нет. Чем это объясняется – не понимаю. Может, какой-то генетической предрасположенностью… Вот мы, славяне, вроде способные к языкам, а всё-таки даже молодёжь по-английски массово не говорит. Та же история в Италии. А тут – все подряд. И в Швеции такая же история, и в Германии. В Италии даже, мне рассказывали, ввели специальный экзамен, для заканчивающих вузы – по английскому языку. Ты его можешь учить, где хочешь, но обязан сдать, иначе не дадут диплома. Не знаю, уж к какому результату это приведёт…

Голландия за прошедшие три года визуально ничем не изменилась, разве что, по-моему, прибавилось темнокожих лиц. Даже так: как-то поубавилось блондинов. Голландские блондины очень заметны: с первым солнцем они непременно начинают обгорать. Так вот теперь их как-то меньше. Зато на каждом углу (в центре, во всяком случае) – точка изготовлению шаурмы. И никто с нею не борется, как наш Лужков. Кстати, в прошлые заезды бросались в глаза киоски, где продают бутерброды с селёдкой, а теперь вот – шаурма. Впрочем, возможно, это чисто поверхностное впечатление.

Из аэропорта нас вёз таксист-индонезиец. Узнала, что индонезиец так. Он спросил, откуда я, ну а я, ответив, тут же спросила, откуда он. Тут же при выезде в него впаялась машина с негрессой за рулём. Они довольно быстро оформили дтп, написав какие-то бумажки на крыше автомобиля. Дальше – дело страховки.

Гостиница наша - в самом центре, возле того самого громадного музея, где картины Рембрандта. Я, собственно, так и выбирала. Гостинца приличная, но не шикарная, дом конца 19 в., сколь я могу судить.

Прогулялись слегка по окрестности гостиницы. Странное дело, Амстердам кажется мне родным городом, хотя видела я много разных городов. Италия, в которой я бывала множество раз и на языке которой говорю, всё равно заграница, а Голландия, которой почти не знаю, - какая-то родная. Может, моя душа в одном из давних воплощений жила тут? Меня просто завораживает старинный кирпич, отделанный белым. Мне это кажется безумно красивым. Эти небольшие, этажа в 3-4, островерхие дома, микроскопические садики… Люди не должны жить в домах свыше четырёх этажей, большие дома давят, расплющивают человека, а в старину строили, как выражаются итальянцы, «по мерке человека». Любопытно, что и современные дома тут строят (в центре, во всяком случае) из кирпича «под старину» - по крайней мере, верхний слой из такого кирпича. У нас он очень дорогой, чуть ли не импортный. Но вообще-то оно того стОит: красный кирпич – материал вечный, он со временем только улучшается, приобретая старинный, заслуженный вид. А вот белый и бежевый кирпич таким свойством не обладает. Штукатурка вообще требует огромных усилий для поддержания. Так что кто хочет строить на века – надо строить из красного кирпича. Как Кремль.

Мы свою огромную землю не ценим. А голландцы свою микроскопическую, отвоёванную у моря – очень даже ценят. Возле стены дома из тротуара выгорожен микро-садик: квадратный метр максимум, а на нём – розовый куст плетистой розы. Это помимо отличных парков. В городе поют птицы, в самом центре. Вот сейчас стрекочет какая-то птица. А, помню, в один из прошлых приездов прямо в городе встретила цаплю. Но когда идёшь вдоль большой улицы, ощущается гадкий сладковатый запах выхлопа дизельного двигателя. Это, кстати, признак приличного в целом воздуха: у нас в посёлке, когда проезжает машина, за нею стелется облачко вони; в Москве этого специального запаха не ощущается, т.к. весь воздух в целом насыщен выхлопными газами.

Амстердам славится велосипедистами: их тут целые стада. Есть и довольно сложные конструкции, вроде велорикши. Возят младенцев, товары, даже есть велосипедные точки торговли гамбургерами. Повсюду велосипедные дорожки. Если бы не это, то город просто заткнулся бы автомобильными пробками похуже, чем в Москве. Улицы-то узкие, старинные. Я читала любопытную вещь. Есть такая медицинская проблема – остеопороз, вымывание кальция из костей. Говорят, это начинается лет с 35. Борются с этим приёмом препаратов кальция, что не помогает, т.к. он не усваивается, а женщинам назначают даже гормоны. Но, что интересно, подобное происходит только в развитых странах, а в третьем мире, где люди много ходят, таскают тяжести и вообще живут более природной жизнью, этого нет. И ещё есть одна страна, где этого нет, - Голландия. По-видимому, благодаря велосипеду. Важно ведь не просто заниматься аэробикой, а именно нагружаться. Это я вычитала в журнале «Будь здоров». Можно ли у нас это устроить? Думаю, вряд ли. Люди у нас не умеют свободно и сознательно подчиняться некоему порядку. «А я не хочу! А почему это я должен?» - это типично наш подход к жизни. А ведь не меньше полугода могли бы ездить на велосипедах!
Вообще, в странах, где нас восхищает чистота, удобство и красота – за всем этим стоИт твёрдый порядок и массовое подчинение правилам. В Перестройку нам надо было учиться не действиям по принципу «что хочет моя левая нога», а ровно обратному – подчинению правилам и порядку. А у нас правила – любые – тогда ощущались как наследие тоталитаризма. В результате строят как попало, окна и заборы – разномастные (разве можно навязывать людям фасон и цвет окна или забора – это ж сталинизм и концлагерь!). А чтобы было красиво и приятно глазу – нужны правила и ограничения. И всеобщая готовность следовать этим правилам и ограничениям.

Вот здесь сильно теснят курильщиков – и люди подчиняются. Вряд ли с восторгом – но подчиняются. Например, запрещается курить в гостинице. Вообще. Везде. Курильщиков выгоняют на улицу, и они, словно школьники толкутся на лестнице при входе, где для них оборудована ОДНА пожаробезопасная пепельница. Такая же история на выставке: там курильщики толкутся на заднем дворе. И никто, похоже, за их права не вступается. Хотя, может, и вступается – я не знаю.

Сходили в т.н. Рейсмузеум – главный музей, где Рембрандт. Он частично закрыт на ремонт, но и того, что осталось - вполне достаточно, чтобы устать от обилия художественных впечатлений. Как же они умели рисовать! Это в 17-то веке! Свет, рисунок – всё. Мне, бесконечно далёкой от искусства, кажется, что современные, с позволения сказать, живописцы, должны после посещения такого музея «убить себя об стену», выражаясь интернетовским стильком. А они ничего, выставляются, продаются… Правильно, правильно, велел им Сталин «осваивать классическое наследие» и не выдумывать. Буквально напротив – здание в конструктивистском стиле, где музей Ван Гога с его дурацкими подсолнухами. Здание на фоне старинных теремов смотрится так же нелепо-уродливо, как «подсолнухи» на фоне фламандских натюрмортов. Вообще, с живописью случилась странная вещь: в конце 19 века она – кончилась. Это видно, когда ходишь по любой большой галерее. Вместо живописи возникла претенциозная мазня. И люди восхищаются этой мазнёй, боясь прослыть ретроградами и невеждами. Жулики от искусства пользуются этой фундаментальной фобией обывателя – страхом оказаться несовременным. Сегодня никто просто не владеет реалистической живописью. Чтобы вот так взять и нарисовать жанровую картину или вообще многофигурную композицию – да ни в жисть! Пейзажик по фотографии – это максимум.

Во второй половине дня сходили (тут всё рядом) на знаменитый цветочный рынок – закупились луковицами тюльпанов и бегоний. Тюльпаны купили разные, в т.ч. и чёрные, синие. Любопытно, что они у меня через несколько лет в моём саду превращаются в обычные – рыжие. В овощном магазинчике купили клубники, она не особо вкусная, но очень душистая.



Замечательно:) Спасибо за рассказ. По поводу этого:

Странное дело, Амстердам кажется мне родным городом, хотя видела я много разных городов. Италия, в которой я бывала множество раз и на языке которой говорю, всё равно заграница, а Голландия, которой почти не знаю, - какая-то родная

- выскажу предположение, что это некоторым образом родовая память. Мы всюду на севере Европы - в Германии, Финдяндии, Швеции - как у себя дома, потому что отчасти это так и есть. В дохристианские времена в Поморье жили южно-балтийские славянские племена, оттуда к нам пришел Рюрик:) Там "наш" остров Буян (Рюген)

А реалистическая живопись действительно начала "умирать" с началом фотографии. Но тут тоже.. как посмотреть, у нас она все еще жива, т.к. сохранилась школа.

Наверное, так и есть (родовая память). Однажды в Швеции я даже всерьёз приценялась к островку. Там это вполне доступно по цене, гораздо дешевле земли в Подмосковье.

"Вообще, с живописью случилась странная вещь: в конце 19 века она – кончилась. Это видно, когда ходишь по любой большой галерее. Вместо живописи возникла претенциозная мазня. И люди восхищаются этой мазнёй, боясь прослыть ретроградами и невеждами"

Если желаете понять в чем тут дело и откуда ноги растут у современного дегенеративного псевдоискусства, вам сюда http://www.theoccidentalobserver.net/2009/09/the-plot-against-art-part-1/, только вот правда жжется.

а что в голландии запрещены разномастные дома?

Вроде в свободную страну приехали, а везде мерещится родная казарма. Господи, за что ты русских наградил этим фельдфебельским духом

Re: а что в голландии запрещены разномастные дома?

я не понял комента. автор блога врёт, что там неразномастные дома?

в северной Европе практически все говорят по-английски, и хорошо, очень хорошо. А в романских странах, в той же Италии, - нет

им, германцам, проще английский выучить. думаю, это как для нас польский.

немцы кстати не знают английский в большинстве, только молодежь в крупных городах. Возможно это свойство немцев, а возможно следствие крупности германии - есть место для провинции

Ездить в мск на велосипеде негде, и поэтому опасно. Начать с того, что выделенных дорожек нигде нет. На проезжей части собьют, на тротуаре обругают. Второе - мск ОЧЕНЬ грязный город. После Берлина у меня недели уходят на привыкание к лужам и ужасным выбоинам в асфальте. Пройдет дождь, проедет велосипедист по луже... и приедет в офис или домой забрызганным по уши. Поэтому все и отдают предпочтение авто. Третье - менталитет. Некоторые и на метро-то не пересядут, хотя быстрее в разы, будут в пробках давиться, зато на своей машине!

Нужно строить выделенные дорожки хотя бы при новом строительстве... А в том городе, который есть, велосипед - утопия. Хотя я знаю двух молодых супругов, которые летом ездят в Москве на большие расстояния на велосипеде.

"Люди у нас не умеют свободно и сознательно подчиняться некоему порядку. «А я не хочу! А почему это я должен?» - это типично наш подход к жизни".

Ерунда. Это -- навязанный, впаянный в головы поколения "подход к жизни". Точно так же, как впаяна алкогольная "культура": мол, русские во все века пили как сволочи, хотя ещё в начале 20 в., да и вплоть до 60-х мы были фактически трезвой нацией.
Но -- это всё до времени...

"Вместо живописи возникла претенциозная мазня. И люди восхищаются этой мазнёй, боясь прослыть ретроградами и невеждами. Жулики от искусства пользуются этой фундаментальной фобией обывателя – страхом оказаться несовременным".

А вот это, на мой взгляд, сермяжная правда. Апофеоз идиотизма -- "шедевральный" квадрат Малевича.

Стереотип, да. Но он основан на фактах жизни.

Очень правильно

В результате строят как попало, окна и заборы – разномастные (разве можно навязывать людям фасон и цвет окна или забора – это ж сталинизм и концлагерь!). А чтобы было красиво и приятно глазу – нужны правила и ограничения
-------------------
Очень правильно.

Но, похоже, сейчас главная цель - срубить побольше бабла на многоэтажках (24 и выше) - для размещения пополнения люмпен-крестьянства. Оно массово мигрирует в города, спасаясь от безденежья. А жить-то где-то надо. Вот оно на диковину и кидается - лезет в капкан обслуживающих компаний...
У нас этот процесс в прогрессиве - первое место по россии за прошлый год, даже москау "сделали".

Я с окраины - бывшей - там где раньше стояли три мелких, но важных заводика, где работали жители города. Теперь там Жилищный Комплекс 24-этажэк.
На одном (з-д пластмасс) делали детские игрушки:пузатые луноходы и пр., распайки для электриков, отвёртки и пр.; на другом (металлоштамп) - детские машинки/экскаваторы/банки всякие и пр.; на третьем: (биофабрика) делали вакцины для скота. Мелкие заводики, дававшие уникальную продукцию для всего союза...

Сейчас на их месте ЖК...
С оф. названием - Достоевский! (улица так называется :))

А работу пусть жильцы-крестьяне ищут где-либо. КРУТЯТСЯ, однако...

Edited at 2012-05-10 07:48 pm (UTC)

Re: Очень правильно

А у нас закрывают огромный б.совхоз Московский, производивший овощи для Москвы. Его вроде переводят в Калужскую обл. А строят на месте теплиц - многоэтажки. Жуть.

Тюльпаны...?

Да кому они нужны? Их у нас в любом маркете завались.
Нужно узелок марихуаны везти - вот это память! :) (как богатыри в узелке горсть родной земли возили - жаль секрет употребления этой самой "земли" утерян).

Раньше наркомании в ссср не было. Идёт поезд с новобранцами от которого за версту несёт анашой... Все курят вы тамбуре. Почти у каждого в кармане "кропаль" величиной с кулак. Сержант с рязанским лицом, заинтересовался всеобщим весельем, и заставил всех вывернуть карманы (ожидая найти, вероятно, чекушку).
-А это что такое? Повертел, понюхал...
Одного осенило: -Да это горсть родной земли!
-Что? Как три богатыря? Молодцы!!!
(история реальная) :)

Edited at 2012-05-10 09:38 pm (UTC)

Re: Тюльпаны...?

Почему-то привозные тюльпаны лучше (мб самовнушение). Однажды у меня росла голландская морковка, отличная была. Но сейчас я морковь не выращиваю, как-то бросила после смерти мамы.

Простая ж арифметика

> Мы свою огромную землю не ценим. А голландцы свою микроскопическую,
> отвоёванную у моря – очень даже ценят. Возле стены дома из тротуара
> выгорожен микро-садик: квадратный метр максимум

Если размазать силы, затрачиваемые на квадратный метр, по нашему гектару, ровно то что видим и получится.

Re: Простая ж арифметика

Ага, причем даже и Сибирь не надо притягивать. Вот Крым в полтора раза меньше Нидерландов, только в них семнадцать миллионов живут, а здесь - только два. В 1990, правда, было три..:( Палисадник всегда легче обустроить. Только уж как-нибудь обойдемся. Наш кайф в другом. Как вообще жить в стране, которая вот от этой горы до той речки?

В Финляндии, насколько я знаю, почти все говорят по английски, потому что иностранные фильмы не дублируют, а пускают на оригинальном языке с субтитрами. А англоязычные фильмы занимают довольно таки большое количество времени телевещания. Хочешь-не хочешь, а выучишь.

да, и это мне всегда казалось правильным
кстати, в англичан ведь финны от этого не превратились...

Мне Амстерадм в первый раз после парижа показался просто домом родным! Я тут же решила. что хчоу там учиьтся, что и было вопрощено в жизнь через три года :-)
Мне там было комфортно и спокойно, но остаться там я не захотела.

Сейчас хочется съездить по местам былой славы - все атки, студенческое время там - это нечто! :-) Даже е сли я была очень спокойной и не шибко оторвой :)

Мне тоже город показался родным.

Спасибо за очень вкусный репортаж.

А тюльпаны из Голландии есть и одноразовые, как оказалось.
Вот эти например, я уже выбросил на помойку.

И эти тоже

У меня они не одноразовые, но превращаются в непородистые через год.

по поводу современных художников

вот не знаю - по мне так товарищ Сафронов - при всей своей эпатажности - так довольно неплохо малюет.

Re: по поводу современных художников

Да и Шилов - ничего, если не видеть настоящего искусства.

О курильщиках - кто же будет защищать их права. Они же не геи какие-нибудь. И выхода у курильщиков нет. Разве, что заделаться всем поголовно геями и тогда уже можно и поиграть в свои права.

О живописи - если не в конце 19, то в начале 20 почти закончилась. Отдельные экземпляры встречаются. Как уникальные исключения (Рокуэлл Кэнт, но это весьма личное).
В 17 веке было легче. Ведь живописцы открывали НЕВЕДОМОЕ. Было куда направить свою энергию.

А зачем открывать? Жизнь даёт новые сюжеты, а техника пусть остаётся старая. Это я так по-обывательски рассуждаю, чисто зрительски, т.к. сама не рисую и не понимаю в этом. Но я бы с удовольствием увидела, в порядке бреда, картину Репина на сюжет инаугурации Путина или, положим, нынешних "народных гуляний". Или натюрморт с ноутбуком...

Потому что Петербург - не Северная Венеция вовсе (кому это только в голову пришло?..) а Северный :) Амстердам.
Меня это очень поразило там. Удивительно схожее ощущение от воздуха, неба, воды, камня.

Живопись если и закончилась, то в конце 20-го века. А "реализм" убила фотография. Для меня суть искусства - выражать то, что иным способом быть выражено не может. Как только фотография смогла передавать реалистичные изображения предметов и людей, то отпала необходимость делать это в живописи. Зато вышла на первый план задача более сложная - изображать суть вещей, явлений, людей, тот самый "огонь внутри". Ну разве не трогает до слез, не пробирает до мурашек, не обрушивается на тебя "Звездное небо" Ван Гога? Не улыбаешься миру вместе с Ренуаром? Не восхищаешься "чувством воздуха" Моне? Не рассматриваешь голые скелеты всего сущего глазами Пикассо?

частично согласна)))