?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
РАБОТАТЬ БУДУТ ДРУГИЕ
рысь
domestic_lynx
Недавно повстречала знакомую учительницу и та рассказала. В наробразовском ведомстве скандал: ЕГЭ по математике сдан из рук вон плохо; в некоторых школах до трети выпускников выступили на твёрдую «пару». Ходит слух, что обязательный ЕГЭ по математике отменят: очень уж трудно школоте, к тому же мало кому он нужен, этот экзамен, маета одна. А ещё якобы обсуждается возможность слить физику, химию и биологию в единый предмет – природоведение. Не в 4-м классе, как было в старину, а вообще, во всей средней школе. Учителя в недоумении: чего ждать?

Понять направление наших образовательных реформ среднему уму невозможно. С одной стороны, отменяют предметы, с другой - удлиняют сроки школьного сидения. Есть угроза, что будут сидеть аж 12 лет. Самая основа, отправная точка реформы непостижима. Реформа, сколь я разумею своим заурядным мозгом торговки, начинается тогда, когда имеется недовольство прежним положением дел в подведомственном секторе. Прежняя школа была не достаточно хороша, надо её исправить. Так было? Да нет же! Постоянно говорят, что прежняя, советская школа была диво как хороша. Давала она прекрасное образование. (Это не моё мнение, я, как продукт этой школы, не могу оценить её изнутри). Но простая логика подсказывает: коли что-то очень хорошо – это хорошее надо сохранять и всячески оберегать, а вовсе не реформировать. Все кругом говорят, как были хорошо подготовлены прежние выпускники школ и как плохо – нынешние. Как-то привелось читать интервью директора знаменитой 57-й московской школы. Он говорит, что, конечно, невозможно сегодня достичь того уровня образования, какой был в прежние времена. Речь при этом идёт о … начальной школе. Палочки что ли нельзя научить сегодня писать? Что нас не устраивало в прежней школе? Чего такого не умели выпускники, что им следовало уметь или знать?

А что им вообще следует уметь и знать? Ответить на этот вопрос не так просто. Как кажется на первый взгляд.


На самом деле, вопрос о том, что именно должен знать и уметь выпускник средней школы – не такой уж простой. Вот говорят: надо знать математику. А зачем? Где она применяется? Ну, в нормальной, повседневной жизни. То же с физикой. Где критерий? Русский, говорите? Орфография? Да её компьютер проверяет – нам-то она зачем? Не говоря уж о литературе. Ну что за нужда знать, у кого и почём какой-то там Чичиков покупал каких-то там мёртвых душ?

Какие тут критерии? Критерий один – предположительная дальнейшая жизнь выпускника.

Что он будет делать после окончания школы? Что ему потребуется? Вернее даже так: на каких людей будет запрос в будущем? Никто, конечно, в подробностях этого знать не может. Речь лишь о предположениях. Можно сказать, о желаниях, даже о коллективной мечте, об образе будущего.

Образ будущего, коллективная интегральная мечта о будущем – это очень важная вещь. Именно она определяет, сознательно, а чаще бессознательно, наше сегодняшнее поведение. Какой у нас сегодня образ будущего? Скажете – никакого? Плана нет, а образ всё-таки есть. Как его понять? Понять его можно из сегодняшнего поведения, особенно из поведения молодёжи. Был у Достоевского отрицательный герой, г-н Лужин. Он говорил: «Люблю молодёжь, по ней узнаёшь, что нового». Молодёжь очень чутко и некритично улавливает общественную атмосферу.

Сегодняшнее образование и тренд его развития очень ясно характеризует существующий в умах образ будущего. Вот он: РАБОТАТЬ БУДУТ ДРУГИЕ. Какие другие? А фиг его знает… таджики какие-нибудь, иностранные инвесторы… Но не МЫ. Когда-то, на заре советской власти, в букварях писали: «Мы – не рабы, рабы – не мы». Сегодня «рабов» можно смело заменять на «работников». А что же будут делать драгоценные МЫ? Мы будем сочинять нано-технологии и консультировать друг друга по правовым вопросам глобального маркетинга - так я понимаю дело. Получить профессию инженера-электрика, зоотехника или слесаря – никто не мечтает. Это уж так, вынужденная посадка. А вообще-то это для лузеров. Лучше всего, если этим займутся унтерменши из третьего мира. Собственно, по факту в передовых странах такое положение сложилось ещё давно. Одноклассник мужа, увезённый подростком в США и там учившийся в университете, рассказывал, что химию у них изучали строго азиаты. Для белых людей это слишком сложно, хлопотно, вредно в конце концов, а для чёрных – трудно. Оставались жёлтые.

А счастливчики, центровые, сегодня получают непринуждённое гуманитарное образование. Ну, максимум медицинское (лучше всего в области эстетической медицины. Что-нибудь «косметолог-визажист»). Они становятся успешными адвокатами, модными журналистами, ну или вообще ВИПами широкого профиля. Одна гламурная журналистка прямо так и назвала свою книжку – «Слава богу, я ВИП». Вот к чему стремится молодёжь, вот кто сегодня «космонавты».

И в этом состоит причина неуспеваемости по математике, а вовсе не в какой-то её запредельно-непостижимой трудности. Конечно, випами станут единицы, остальные – далеко не випами, но чувство жизни, общая атмосфера, разлитая в мире, говорит: да ну её, эту нудьгу, всё равно МНЕ она не нужна. Даже если на поверхности сознания он считает, что это может когда-нибудь «пригодиться» - всё равно внутри себя он уже знает главную истину: работают – лохи. На заводах, на стройках – лохи.

Математика, физика, химия – все эти трудные науки возникли и существуют для одной-единственной цели – для практической деятельности человечества. Они – не для развлечения. Для производства, попросту говоря. В средней школе их учат для того, чтобы впоследствии иметь базу для получения квалификации инженера, или техника, или квалифицированного рабочего. Если такая задача не ставится, эти дисциплины не нужны. Ну в крайнем случае можно ознакомиться с чем-нибудь развлекательным, вроде физики без формул, что в прежнее время печатали в календарях под рубрикой «Знаете ли вы, что…»

Ради развлечения или общего развития эти науки ни к чему. Ради развлечения можно изучать историю, литературу, вышивание бисером, но не теорему о сумме внутренних углов треугольника. С точки зрения развлекательности эта теорема неконкурентоспособна. Она годится только для дела. А поскольку дела нет и не предвидится – эти дисциплины становятся пустой и ненужной обузой. «Изячней оно и прелестней» изучать какую-нибудь болтологию. Вообразите совершенно праздного человека, пенсионера, положим. Трудно предположить, что ради развлечения он примется за теплотехнику или за матанализ. Скорее это будет история, философия или, к примеру, иностранный язык. Ровно такая же атмосфера – пенсионерства, НЕработы, разлита сегодня в обществе. И школота это чутко улавливает, на подсознательном уровне улавливает.

Ну а дальше начинается затягивающая воронка: плохо учатся – уменьшают объём преподавания – они ещё хуже учатся – отменяют экзамен – они уж совсем не учатся – отменяют предмет.

Помню, был в наше время такой любимый очень многими предмет – химия. Мне лично очень нравился, я всё понимала, даже молекулы делала из детских погремушек. А когда учился сын – химия считалась какой-то уму непостижимой наукой, ну просто жуть какая-то. Задачи решать? Да вы что? А мы, помню, решали да решали, как щас помню – Хомченко такой был автор.

В чём же дело? А вот в этом – в атмосфере.

Увиливая от прямого взгляда на вещи, наверняка кто-нибудь скажет: «Ну о чём вы говорите? Бывают прирождённые технари. А бывают гуманитарии». Бывают, конечно. Но мне ближе другая классификация: бывают готовые напрягаться, а бывают (и преобладают) – не готовые. Так вот для вторых гуманитарные дисциплины – сподручнее. А поскольку у нас сегодня затруднять и вообще огорчать никого не принято (недаром учении названо «образовательными УСЛУГАМИ»), то гуманитарные предметы естественным образом выходят на первый план.

Я ещё раз повторяю: никто так вот внятно это не оглашает и не формулирует. Но атмосфера в обществе – такая, этим дышат дети и молодёжь. Именно поэтому они и являют такую необычайную математическую и естественно-научную тупость. Являют потому что – можно. Было б нельзя – выучили всё как миленькие.

Можно ли эту атмосферу изменить? Я не знаю, можно ли это сделать целенаправленно, но атмосфера, безусловно, способна меняться. Но не школа определяет эту атмосферу. Школа выполняет запрос общества. Не на специалистов даже – на людей определённого склада. Когда-то был запрос на работников. Сегодня – на болтунов и проныр. И им математика, действительно, не нужна – прав был г-н Фурсенко в бытность свою министром наробраза. Изменится атмосфера – и тригонометрия станет легка и захватывающе интересна.


(Deleted comment)
Плохо только что выводов никаких нет. Т.е. написано о какой-то атмосфере, которая вродже должна измениться. Но вот кто захочет и её будет изменять ?
А это должны сделать сами люди, параллельно переосмыслив собственную культуру (под культурой понимается вся информационная составляющая, накопленная человеством с древнейших времен до наших дней, и не передаваемая через генетику).

Детей сейчас надо учить методологии познания.

Советская школа была отличной для своего времени, но она давала массу знаний в качестве догматов. А теперь такой подход уже неработоспособен, потому как технологии меняются до того, как человек школу (или институт) закончит, и его знания к моменту выпуска уже будут вчерашними.

Это все хорошо описано Концепции Общественной Безопасности.

думаю, что реальные производительные силы уже более чем достаточны для обеспечения принципиальных материальных проблем, а в экономике удовольствий, которая в итоге формируется важно общение и по сути религия или идеология, а она сейчас направлена только на инстинкты

На самом деле подавляющему большинству инженеров не нужна высшая математика.

В сущности, не надо.

Самое плохое, что у детей нет мотива знать, познавать, а образ настоящего героя навеян западными мультиками, вот с него пример и берут: простого и туповатого парня, умеющего летать, прыгать выше домов и драться, бесконечно драться. Обратите внимание, что в этих мультиках УЧЁНЫЕ, как правило, злодеи и негодяи, желающие подчинить себе весь мир. На подсознание Знание - Зло, прожить можно и так, будем бить "ботанов" и так.

Знание - под подозрением. Странным, образом, "ботаны" презираются даже ими самими, они стараются сделать вид, что они не такие.

А чего вы так удивляетесь???
Министр недавно сказал, что "обществу не нужны творцы, ему нужны потребители ..." Потому и срок удлинят, а детей будут дебилами делать, т.е. чтоб человек очень много времени в школе проводил, но при этом ничего не знал ...

Советую прочесть работу "Нам нужна иная школа ...", там эти вопросы очень хорошо освещены.

Просто потому, что этого же хочет большинство родителей. Меньшинство вполне успешно справляется с качественным образованием своих детей, дает им надежную стартовую площадку в жизнь.

Остальные же родители и сами не сумели повзрослеть.

Гляньте в окно, все очевидно.

Вообще, если вдуматься в проблему бегства от физического труда, то тут есть причина: -- текущего уровня производительных сил вполне достаточно для того, чтобы автоматизировать тяжелый труд и заменить человека там, где это возможно (об этом же пишут в книгах и показывают кино - и дети впитывают это как норму жизни, пока учатся и растут).

Но вместо производства и последующего использования "навороченного" трактора - у нас предпочитают нанимать 10 таджиков, для той же работы.

Я когда-то слышал легенду, что похожее "межвременье" наблюдалось в Турции, когда с изобретением унитазов стала ненужна каста людей "убирающих в туалете". И тогда был закреплен статус кво (чтобы уборщики не бунтовали) - был издан закон, что на кнопку слива будут наживать эти самые люди.
Так и у нас: - вместо того, чтобы устранять посредников, и упрощать труд (т.е. идти по пути интенсивного развития), мы предпочитаем путь экстенсивный.

У нас сплошные таджики в посёлке, наши не строят, не убирают, ничего...

Вы читали книжку Айрата Димиева "Классная Америка" о естественно-математическом школьном образовании в США? Если нет, почитайте на досуге. Очень занятно
http://lizard.jinr.ru/~tina/world/nauchn/fl001.html
Мы пока еще не все скопировали оттуда, но направление понятно.Я на одном педсовете у нас в школе прочитала отрывки,не указывая автора и места действия.Народ оживился-"ну надо же, не в одной нашей школе маразм, есть и другие". Думали, что это в российской школе происходит.

Спасибо, непременно прочитаю.

(Deleted comment)
Русские просто знают, что гармония и счастье в душе от статуса, но никак не зависят.И не просто знают, а уверены в этом!

Да, это так.

Раньше егэ не было. Есть ли статистика, подтверждающая дивное знание математики обычными советскими людьми? 57 школа всегда имела начальную школу и в старших классах выбраковывала детей (несмотря на качество) и всегда, если не ошибаюсь, хотела иметь статус лицея. Ибо в начальной школе нельзя определить способности ни к физике, ни к математике. В хорошие физ-мат школы попасть и сейчас сложно. Конкурс большой, но дети туда идут с огромным энтузиазмом. Ну, «правильные» дети, правда, в большинстве своем, имеют либо родителей, либо бабушек с дедушками, связанных с физикой или матеметикой (как, впрочем, и в советское время). И вообще, на осинах апельсины не растут. Что дети в СЕМЬЕ видят, с тем по жизни и идут. Наши дети являются отражением нас самих и нашего образования...

Это правда, семья имеет огромную роль.

По сути согласна, но есть поправка: гуманитарные дисциплины не от природы такие, они резко одичали в последние десятилетия, с упадком религии, морали и смысла.

Это так. Но к тому же они очень мало научны: в них невозможен (или крайне затруднён ) эксперимент, их объекты уникальны, значит, трудно увидеть массовые процессы и общие черты. Так что определённый уровень "болтологичности" у них. так сказать, в крови.

Россия вообще, к сожалению, страна на пенсии.

Это так. А можно ли это поправить? Вот в чём вопрос.

Работать будут другие.

Работать будут другие.
Интересная статья. Этот простой слоган, в моем понимании сегодня, соединяет, несколько очень интересных тем, которые, несомненно определят будущие нашей страны и которые совершенно не обсуждаются.
Каждый кулик о своем болоте, я не исключение.

Мой взгляд на мир- структурный. А структуры- выражение групповой подсознательной деятельности.
Они и определяют наше поведение.
Не желание учится, одно из проявлений сегодняшнего группового подсознания.
А вот не желание работать, понимание, что НЕ РАБОТАЬ , это круто, это привет нам от структур 16 века. Бояре с длинными рукавами. Что бы не дай бог , не подумали, что он может работать.

Сегодня для этого есть интернет и ясно выраженное в нем желание НЕ РАБОТАЬ.
Хорошо это или плохо?


Почему все в 58 году учили физику?
И все ли? Пошел в школу в 1953. сменил четыре школы. И в каждом классе училось 6-8 человек на 30. Именно учились, а не мучились.
Столько же не могли справится с программой и их тянули.
А остальные зубрили, ненавистные предметы. Их заставляли учится учителя и родители и главное, групповое подсознание.
Заставить всех учится и работать.

Всех! Прежде всего, начальство и детей. Это Сталин. Вы это от него слышали?
А именно в этом феноменальные успехи страны. Он заставил страну учится и работать.
Он прекрасно понимал, если детей заставлять учится из всех сил, они затем так и работать будут. Формировал групповое подсознание.
И он умел это делать. Вот где величие и мощь этого человека. http://denisov2008.livejournal.com/25425.html
http://denisov2008.livejournal.com/26421.html

А сегодня? Это очень интересный момент. Для всей цивилизации, не побоюсь это заявить.
Надо давать возможность учится и напрягать процентов 10-15 детей , что бы они затем прожили счастливую, радостную, наполненную делом и значит смыслом жизнь.
А остальных защитить от учения настоящего, что бы они взрослыми работы настоящей не требовали.
Как это сделать, пока не понятно.
Америка это делает, забирая толковых со всего мира. Позволяя своим медленно деградировать.
А как остальным это делать, не ясно.
Ваш.



Edited at 2012-07-12 06:45 pm (UTC)

Re: Работать будут другие.

Видимо, Вы правы. Моя свекровь любит рассказывать, как она жила, в т.ч. и училась после войны. Училась она - яростно. И это было типичным случаем. Она хотела получить медаль, с которой принимали в вуз без экзаменов - и получила. окончила с красным дипломом вуз, то же свёкор. Все старались выучить побльше и получше. А через 20 лет этого уже не было. Почему?

Наконец-то вы начинаете доходить в рассуждениях до главного.

Очень приятно это видеть. Спасибо!

Работать будут в результате те кому это интересно. Кому интересно - будут интересоваться математикой, физикой, космосом. А те кто с детства приучен рассуждать с позиции долга и необходимости будут пособия получать. Кто по аристократической ставке как дети ВИПов, кто по низкой как дети нищеты. Те и другие будут не более чем материалом для воспроизводства населения.

Работать будут всюду те кому это правда и искренне интересно.

В мире уже твёрдо и устойчиво наметился дифицит занятости. Помните фильм про Электроника? - Вкалывают робаты, счастлив человек!

Добро пожаловать в будущее! Человек - самое дешёвое что есть на этой планете. Чем меньше он сам себя видит творцом чего-либо тем лучше для остальных. Я думаю ещё лет двадцать и детям в школах уже прямо будут говорить так:

Ничего ты не должен, низачем тебе ничему учиться, и делать ты ничего не будешь потому что сам ты никому низачем не нужен и себе тоже не нужен. Иди играй в компьютер - жди когда заболеешь и умрёшь. Не трать время тех кому что-то действительно интересно.

Человек постпенно становится сам себе не интересен и обуза.

Не имеет никакого отношения к теме, но вам наверняка будет интересно: Пол Локхарт «Плач Математика».

Спасибо, интересно. Но тут одна загвоздка. Он - учёный-математик. Ну. пусть не великий. но всё-таки действующий математик. А в школах-то работают не математики, а просто выпускники педвузов, методисты. На всех же не наготовишься учёных. Иногда в школах попадаются учителя литературы - писатели, журналисты. Одна женщина такая пишет иногда в Лит. газете. Я тоже такого одного знала в молодости. Это совсем другой дело

1. Новые федеральный стандарты образования уже приняты, и по ним действительно будут изучать химию, биологию и географию в едином курсе -- Естествознание. Хотим ли мы такой новый стандарт -- общество ясно сказало, что не хочет. Но на наше мнение, как всегда МинОбр наплевал http://www.strf.ru/material.aspx?CatalogId=221&d_no=47179
http://mn.ru/society_edu/20120607/319987676.html
2. Математику никто отменять не собирается как ЕГЭ, и я про скандал не слышала. Оценки этого года на уровне прошлогодних.
3. Споры идут не насчет математики, а насчет литературы. Только что был съезд словесников http://mn.ru/society_edu/20120712/322668383.html
http://www.russ.ru/Mirovaya-povestka/Sto-knig-posle-detstva-ili-o-s-ezde-uchitelej-literatury?fb_comment_id=fbc_10150906428267187_22183097_10150906510722187#f213d6c48

химию, биологию и географию в едином

А ведь неплохая каша получается? А если посолить и кубик "магги" добавить...