Это верно и правильно: разруха. Всякий честный и непредвзятый человек согласится: разруха. В Москве, где бурлят и завихряются финансовые потоки - там разруха гламурная. А подальше от Москвы - разруха просто. Я по весне ехала в поезде (в скоростной электирчке, нашей гордости - тьфу, вспомнить стыдно: 90 км/час эта скоростная электричка) из Тулы. По сторонам дороги - словно после бомбёжки - кирпичные полуразвалившиеся здания с зияющими окнами, вросшие в землю животновоодческие комплексы, какие-то ангары промышленного назначения. Всё заброшенное, покинутое, забытое. Всё это так, и всё - это результат гайдаровских реформ.
Но всё это - верхний слой. Признать, что Гайдар (или те, кто за ним стоял) - всесторонне плохи, и на том успокоиться - значит, ничего не понять и ничему не научиться. А у нас разговор идёт опять по поверхности (во всяком случае, что до меня доходит): ты "за" или ты "против"? Гайдар - спаситель отечества или враг народа? В этом проявляется характерная для нас, русских, леность мысли и любовь к элементарным мыслительным шаблонам.
Вспомните, кто был в то время в сознательном возрасте: никто не возражал против приватизации. Никто. Не помню ни одной демонстрации против, а ведь то было время демонстраций, выходить на улицу не боялись.
Никто не жалел о закрывающихся заводах и НИИ. Почему? Почему-то их ненавидели и мечтали "отряхнуть их прах со своих ног", как пелось в старинной революционной песне. Не все хотели отряхнуть? Вы лично не хотели? Я тоже не хотела, т.к. в НИИ не служила и на заводе не работала, но и - признаюсь - не жалела ни о чём. Во всяком случае, на митинг в защиту не ходила. А Вы ходили?
Сегодня близость к НИИ - отягчающее обстоятельство при рподаже недвижимости. Дрянь совковая... фу!
Почему-то в коллективном бессознательном вся советская научно-техническая инфраструктура ассоциировались с угнетением, серостью, скукой - словом, со всем тем, что впоследствии получило кличку "совок". Все эти "веселей ребята, выпало нам, строить путь железный, а короче БАМ", все эти "руки рабочих создают все богатства планеты" - всё это вызывало острую коллективную тошноту. И началось это гораздо раньше 91 -го года.
Начальник моей мамы, инженер-станкостроитель, работавший и на заводах, и в министерстве, недавно опубликовал мемуары. Там любопытный эпизод. Август 1991, демократия победила. Тут же появляются молодые ребята и начинают крушить сложнейшие станки с ЧПУ, автоматические линии. Крушат с ненавистью к проклятому прошлому и с восторженным предчувствмием новой жизни, боясь не успеть. Крушат кувалдой. Этот человек знает, о чём пишет. Это не выдумка: крушили.
Это был какой-то своеобразный луддизм. Луддизм не 18-го, а конца 20-го века.
Почему так произошло? Честно: не знаю. Я не застала перехода, пробуждение моего сознания и памяти приходится на поздний брежневизм, когда это дело вполне отформовалось. Становления я не застала. Могу лишь засвидетельствовать: так было.
У меня в сарае лежат кипы перестроечных журналов, оставшихся от того баснословного времени, когда, по выражению какого-то юмориста, "читать было интереснее, чем жить". Так вот тогда обошло все журналы такое рассуждение: мы копаем руду, чтобы сделать сталь, чтобы сделать экскаваторы, чтобы копать руду и т.д. Не нужны нам, дескать, эти железки, совковое народное хозяйство существует не для человека, а для самого себя. Так кувалдой его!
К чему я это всё? В коллективном бессознательном жило желание разрушениея советского хозяйства. Именно хозяйства. Оно в какой-то момент показалось обузой, цепями, мерзкой зловонной клоакой - дымит тут, воздух портит, отдыхать мешает.
Как без него? Да как-нибудь! Вон сколько всего налудили-напаяли - на сто лет хватит. Интересно, что на двадцать хватило. Почти.
Гайдар и его деятельность отвечали сознательному и подсознательному запросу как "верхов", так и "низов".
Верхи - партийно-хозяйственная номенклатура - хотела растащить по карманам те богатства, которыми она прежде только управляла. Именно для этого она и поставила Гайдара. В этом нет ничего нового - об этом я уже писала в моём дневнике. Продолжать управлять, развивать, усовершенствовать(хотя бы и в свой карман) - никто не собирался: хлопотно, трудно, да и вообще - наработались, пора и пожировать, пожуировать жизнью. Я живу в промышленном подмосковном районе - в Балашихинском, непосредственно примыкающем к столице. Отчасти знакома кое с кем из местного эстеблишмента. Все интересы - в спекуляциях землёй. Землеотвод - и дальнейшая продажа под коттеджи. Ну и себе что-нибудь метров на 1500 с бассейном и конюшней. Вот какие были интересы и цели, и они были достигнуты.
Номенклатура (по-тепершнему, "вертикаль власти") создала себе парадиз: всё имеешь, ни за что не отвечаешь. И для запуска этого процесса понадобился Гайдар с его реформами.
Но это ведь не всё. Кроме верхов были (и есть) низы, народ. Управляемый, подведомственный этой самой вертикали. В своём коллективном бессознательном он хотел того же: работать меньше, получать больше, чтоб разрешали беспрепятственно ехать туда, где легче. Долой совковые ограничения: прописку, заводы эти дурацкие, да распродать это всё нафиг, чтоб не отсвечивало. А мы будем сидеть по офисам и заниматься дизайном и торговлей акциями он лайн. Такие были если не мысли, то чувства. А реально управляют поведением именно чувствва, притом неосознанные.
А что же эти люди думали? Как представляли себе дальнейшее? Ответ: ничего не думали. Никак не представляли. Народ показал себя как дети, которым разрешили вместо примеров смотреть мультики. А детям воли давать нельзя, и "спички детям не игрушка".
Гайдар - это кувалда. А заказчиками были мы все. Не зависимо от места работы и занимаемой должности. И не надо думать, что всё сделали гадкие ОНИ. ОНИ - это тоже мы. Просто более активные, выбившиеся в номенклатуру и вертикаль.