?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
ДАМСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (Продолжение поста «РАБОТАТЬ БУДУТ ДРУГИЕ»)
рысь
domestic_lynx
Современное образование – как высшее, так и среднее – дрейфует в сторону дореволюционного дамского образования. Это и не удивительно: поскольку работать будут какие-то, в широком смысле, гастарбайтеры, изячные и прелестные МЫ можем себе позволить не становиться электриками, механиками, сантехниками, агрономами или химиками-технологами. И то сказать – зачем из дворян делать мастеровых? – как говорил Илья Ильич Обломов. А дамы обоего пола предпочитают ориентироваться на что-то эфемерно-изячное: дизайнер, декоратор там какой-нибудь, HR-менеджер, психолог, юрист, журналист, эколог там какой-нибудь или лингвист-культуролог. По межкультурной коммуникации. Правда хорошо звучит? Наверняка, где-нибудь выдают по этому делу дипломы.

Почему я называю это образование дамским? Очень просто. Дамы из высших классов до революции получали совсем недурное образование, всем бы такое сегодня. Они прилично знали родной язык и даже незатруднительно на нём писали. Знали два иностранных языка – французский и немецкий. Английский знала только высшая аристократия. А французский с немецким хорошо знали многие. Например, жена Николая Бердяева Лидия совместно с сестрой в четыре руки переводят сочинения какого немецкого мистика, кажется, Якова Бёме. За плечами у дам – всего-то Харьковская женская гимназия. Прилично знали дамы историю, географию. Моя бабушка, выпускница дореволюционной гимназии, до конца дней помнила математику средней школы и могла решать мои задачи. А вот физику и химию почти не изучали – только так, ознакомительно.
Не следует думать, что дамы были невежественными. И Зинаида Гиппиус, и Александра Михайловна Коллонтай, получили именно такое, дамское, образование. Кстати, среднее. Высшее образование для женщин тогда только начиналось и относились к нему с подозрением.

И это было вполне понятно и осмысленно. К чему готовилась буржуазно-дворянская девушка? Стать женой, матерью семейства, хозяйкой дома, мужа. Что она должна уметь? Прилично себя вести, уметь поддержать беседу, быть в курсе событий, быть приятной, уметь поддерживать социальные связи семьи, принять гостей, найтись в любом обществе. Это немаловажная роль, но в материальном производстве дамы не участвовали ни в каком качестве. Разве что в роли помещиц – такие были во все времена.

Теперь дамы у нас – все. Все, подавляющее большинство, стремится получить изячно-прэлестное образование. И дело даже не в его конкретном профиле – называться это может по-разному: экономика, финансы, международное право, государственное и муниципальное управление или там какая-нибудь лингвистика – дело в том, что все эти дамские профессии объединяет. А объединяет их то, что РАБОТАТЬ БУДУТ ДРУГИЕ. Другие будут взаимодействовать с работягами на стройке, другие будут таскаться в пыли и зное по полям и соображать, как извести «клопа вредную черепашку», покуда она не извела урожай, не они будут думать об обмотке трансформатора и заготовке хранилищ под будущий урожай. Это всё будут делать ДРУГИЕ. Чёрная кость, быдло, лохи и лузеры. Таково современное чувство жизни. Конечно, реальность вносит свои коррективы: не каждому удаётся поступить в центровые вузы на «правильные» специальности, а окончив – засесть в «правильные» места – в банки, госкорпорации, министерства, в конце концов – тоже дело неплохое. Реальность она серее и жёстче мечты, это известно. Но поступками нашими руководит мечта, руководит то самое интегральное, разлитое в воздухе чувство жизни, которое и заставляет молодёжь ориентироваться на дамские специальности. На всякий там PR-менеджмент. Любопытно, что даже окончив технические специальности, молодые люди тут же норовят поступить на что-нибудь дамское. Многие школьные друзья моего сына именно так и сделали. Обмоткой трансформатора никому неохота заниматься, чай баре – не мастеровые.

Вот молодые супруги – внучка соседки и её молодой муж. Окончил железнодорожный вуз и пошёл… Мастером по сцепке вагонов? Начальником буранного полустанка? Как бы не так! Юношу устроили в главный офис РЖД. А девушка помощницей нотариуса подвизается. Такая милая, любящая парочка. Им удалось осуществить современный идеал жизни, удаётся не всем, но идеал - он здесь!

И для его осуществления не требуется ни много математики, ни такая нудьга, как химия с физикой. Поэтому проект слияния всех школьных естественных наук в один флакон – вполне отвечает современному тренду. Для ознакомления – хватит, а подробности пускай учат ДРУГИЕ, которым со всей этой дрянью придётся валандаться. А мы-то тут при чём?

Когда это началось? Мне думается, в 70-х годах. Тогда стало более престижным гуманитарное образование. До этого однозначно более престижным и желанным было техническое. Я уже рассказывала где-то историю из анналов нашей семьи. На рубеже 40-50-х годов мой свёкор и его брат поступили в вузы: мой свёкор в Бауманский, а брат его – в МГИМО. Так вот свёкор в своём окружении казался более удачливым и, так сказать, крутым: в Бауманку поступил! Уже в моё время, двадцать лет спустя, всё обстояло с точностью до наоборот. Вообразите инженером казалось быть престижнее, чем дипломатом. Видимо, так и было! В романе Александра Бека «Новое назначение» сталинского министра одного из промышленных министерств отправляют послом в приличную скандинавскую страну. А он не рад, а переживает, лошок, что отлучён от любимого дела – от промышленности. От дела. Попереживал-попереживал, да и помер. Такая вот грустная история.

Уже в 70-е годы эта история уже требовала обширного историко-культурного комментария. Уже непонятно было, чего там переживать: радоваться надо! От дела его, видите ли, отстранили… В 70-е годы приличные, центровые, дела не делали – они СОСТОЯЛИ ПРИ деле. Дети приличных семейств на заводах уже не работали. Если уж окончили технические вузы, то трудились в вузах, НИИ, а ещё для таких была Академия Внешторга. Оканчивали её – и отправлялись за границу, в торгпредства. Не дипломат, конечно, - пожиже, но всё-таки не цех, не электростанция, не поле.

А ещё лучше с самого начала пойти в МГИМО. Это просто квинтэссенция дамского образования: языки, манеры, история с географией, хорошее общество. Или в ин-яз – у кого кишка тонка для МГИМО. Недаром, когда разрешили заводить частные вузы, первым делом начали имитировать именно МГИМО – всякие там международные отношения, мировая экономика…

Опять-таки осуществить эти мечтания удавалось далеко не всем. Более того – удавалось очень малому проценту, но мечта – была. Осуществить-то удавалось детям начальников в основном. Но этот статистически ничтожный процент играл важнейшую роль в формировании общей атмосферы. Вообще, куда идут дети начальства – это крайне важно. Сын Сталина был лётчиком, сын Хрущёва – конструктором, а сын Брежнева – зам. Министра внешней торговли. Эти люди формировали идею, овладевшую впоследствии массами: надо окончить что-нибудь изящно-прелестное и засесть в кондиционированный офис.

Тогда всё это было как-то застенчиво, стыдливо, подпольно. Сегодня стало ясно, внятно, с полным сознанием своего права. Недаром я давно уж пишу: все уродства нашего времени – это предельное раскрытие скрытых вожделений Застоя. Тогда-то дамское образование было лишь мечтой. Собственно, только 20% оканчивающих школу шли в вузы на дневные отделения. А среди вузов процентов 80 были техническими. Но вот когда разрешили – вузов наоткрывали на всех вволюшку, и все они стали гуманитарными. Дамскими.

Ослабление массового интереса к технике – это мировой тренд. Но у нас, как в стране мирового гротеска, - духовная деиндустриализация особенно глубока. Даже удивительно, что пару поколений назад самыми престижными были бородатые физики, а мальчишки мечтали попасть в космонавты.

А мы меж тем ритуально бредим о нано-технологиях, забывая технологии самые обычные. Хотя мы, как народ, далеко не прошли ещё индустриальной школы: мы пробежали её скомканно и торопливо, как рабфаковец-выдвиженец сталинского призыва. Нам ещё осваивать и осваивать именно индустриальные навыки. Всем: инженеру-проектировщику, заводскому мастеру, рабочему. А мы – это дело просто бросили. И то сказать – в офисе сидеть проще и завлекательнее.


лично устал "переживать" все то, о чем прочел
=========
все так
все именно так
и от этого не уйти и ничего не изменить

ШАРАХНЕТ НАС - И ИЗМЕНИМСЯ.

Заголовок поправьте.

Проблему "физики" и "лирики" наиболее проницательные исследователи (Norbert Wiener, наши Иван Ефремов и Эвальд Ильенков) сформулировали где-то лет 50 тому назад. Считалось, что "человек будущего" (коммунизма?) как всесторонне развитая личность, будет в равной степени владеть левым (рациональным) и правым (эмоциональным) полушариями головного мозга. Об этом же писали специолисты по ИИ (искусственному интеллекту), напр. оба Поспеловых. А мне вспоминается Владимир Маяковский ("землю попашет, попишет стихи"). И большим несчастьем нашей "перестройки" было то, что в ней тон задали представители художественной интеллигенции (хотя они и клянутся именем акад. А.Д.Сахарова). Да и сейчас юристы и экономисты задают тон. Пока нет новых Леонардо да Винчи и А.Эйнштейна - тон должны задавать ТЕХНАРИ!, а гуманитариев нельзя подпускать к принятию сколь-нибудь ответственных решений.

Это не физики и лирики - это труженики и бездельники.

(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
Опять Вы за своё... Какое-то реликтовое неприятие говорунов-гуманитариев.
Нынешнее убогое преподавание гуманитарных наук,не отменяет их пользы.
Знаете,напоминает намного,бытовые заблуждения.
Мент - значит плохой,ворюга.
Учитель,врач - хороший,бедный.
Процент ушлёпков примерно равен среди технарей и гуманитарьев, ну или мы в разных странах проживаем.

Не даст это ничего..в смысле разворот на подготовку технарей. Выдернутым из общего контекста,будет смотреться мероприятие.Никчёмным.

Пускай учатся лучше на квалифицированных рабочих.

Русские очень адаптивны. Ну какой смысл работать механиком или электриком, если з.п. 30 т.р., а у помощника нотариуса - 60 т.р.? Вот и все. Было бы наоборот - сидели бы в конторах только калеки (как после войны было). Вы же сами в 91 году выбрали рыночную модель (где цена зависит от спроса, а не от трудо- и ресурсных затрат, как было в плановой экономике). Спрос на нотариусов, а не на электриков. Можно ли считать это гримасой современности? Не более, чем сетовать, что реализм в искусстве умер, а бал правит постмодерн (говноедство и паразитирование на классике в разных формах).

На самом деле сильно наоборот. Не очень квалифицированный сантехник в неделю имеет больше, чем помощник нотариуса в месяц. Тут уже не деньги, а ментальность решает.

(Deleted comment)
у IT сегодня огромные перспективы ....это ДА
пожалуй, одно из немногих современных
но там тоже желательны прикладные специальные знания, которых современная система образования навряд ли может дать
только или сам, или удача найти единомышленников

То есть, если гуманитарий вкалывает по 24 часа в сутки, он все равно остается бездельником?

(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)

Будущее не надо отгадывать, она всегда рядом.

-Вообще, куда идут дети начальства – это крайне важно. Сын Сталина был лётчиком, сын Хрущёва – конструктором, а сын Брежнева – зам. Министра внешней торговли.

Очень ценная мысль. Будущее не надо отгадывать, она всегда рядом.
Смотри на начальство и это наше будущее через 20-30 лет.
Это знаю. Этим пользуюсь. http://denisov2008.livejournal.com/163786.html
И такое ценное дополнение.
Спасибо.
Ваш.

То, что Вы называете дамским образованием, по-другому обзывают постиндустриальной реальностью. Просто формы, в которых она проявляется, носят такой гротескный характер.

Сейчас изобретение модели какой-нибудь обуви, стоит гораздо дороже чем ее производство. Рынок перенасыщен, надо четко увидеть тренд и под него сделать модель. А тиражирование образца - это задача, которая уже решена. Главное ж ведь продать!

Просто то, о чем Вы пишете, дамское образование - это пена, которая, понятно, не есть пиво. Смотрел я как-то чисто случайно программу В. Зайцева, кажется "Модный приговор". Мне было интересно понять Личность этого человека. И вот, значит, Вячеслав, говорит что-то о своих родителях и начинает вполне искренне плакать. Мне стало понятно, вот оно! Он очень тонко чуствующий человек и это позволяет ему видеть и создавать красоту. За что и получает большие деньги.

Понимаете меня? Настощий гуманитарий, адекватно видящий реальность, гораздо важнее физиков и химиков. Он штучный и редкий экземпляр. Не зря же в кастовом, ведическом обществе брахманы всегда были на самом верху.

Химик, физик, технарь - они специалисты. Гуманитарий - дженералист, он видит всю картинку целиком, у него адекватная, голографическая модель всего мира. Именно поэтому 5% людей фактически контролируют всю планету. Они гуманитарии.

Да что там говорить, разве в бизнесе Личность предпринимателя и его способность принимать решения не является главным фактором? Разве стратегия бизнеса-не гуманитарный конструкт?

Проблема в том, что настоящие гуманитарии - это штучные экземпляры. Тиражировать их невозможно, их можно только увидеть и поддержать. Более того, чаще всего они вообще с клеймом маргиналов.

Забавно, например, наблюдать как "экономиксы" всего мира никак не могут понять простую мысль М. Хазина, что если товар не продается то и прибыли нет, а стало быть и зарплаты. У них есть некая монетарная модель, а как она должна логически работать, они не видят. И говорят, что дескать, если увеличить инвестиции, то кризис закончится.

А если взять сизифов труд нынешних законодателей! Посмотрите, они даже при всем желании и вполне искренне не смогут написать, например, адекватный закон, развивающий малый и средний бизнес.

И тут вовсе не политика. Тут качество мышления этих "гуманитариев", пишущих закон. Они не в состоянии смоделировать процесс предпринимательства, понять актуальные проблемы и под них выдать необходимый закон. Потому что нет там в достаточном количестве действительно гуманитариев. Люди с дамским образованием есть, а гуманитариев нет.

Юрист - он такой же специалист, как автослесарь. Он может написать текст закона, "пришвартовать" его к "компании" других законов, отследить как программист перекрестные ссылки - это все он сможет сделать. А вот окинуть духовным взглядом какую-нибудь глобальную проблему и под нее создать закон - уже слабо. Потому что он не гуманитарий.

И главная проблема у нас сейчас - это манагеры у власти. Нет настоящих управленцев-гуманитариев, способных принимать адекватные реальности решения. Они как слепые котята втискивают реальность в некие стереотипы, сформированные вот этим дамским образованием.

Дедэиндустриализация сознания

Дедэиндустриализация сознания - есть результат изменения финансовой и экономической системы в стране. Если простой менеджер в банке или страховой компании получает в 10-раз больше чем инженер на оборонном предприятии, то вымывание кадров не остановить, люди будут идти туда где больше платят.
Смысл в том, что фальшивые американские бабки которые крутятся в не производственном финансовом секторе позволяют зарабатывать деньги не сопоставимые с заработками в реальном секторе и тем самым разрушают сам смысл производительного труда. Эти процессы идут во всём мире, вот только в России запас прочности мне кажется поменьше.

Re: Дедэиндустриализация сознания

Замените слово "оборонному" на "государственному" и все встанет на свои места. Иначе американскому танкостроителю и ремонтнику тех же самых танков не понятно. Там подобного рода заводы частные.

Берем фильмы, где как основа берется простой быт. Америка.
Фильм - Охотник на оленей, 1978 год. Режиссер Майк Чимино 1939 г.р.
Простые американцы там кто? Рабочие сталелитейного цеха.

Мультсериалы Царь горы, Симпсоны, Южный парк. 90е-2000е годы.
Ни одного рабочего. Гомер Симпсон инспектор безопасности на АЭС. Хэнк Хилл продавец, Билл Дотрив парикмахер, Дейл Грибл ч.п. истребитель насекомых, Бумхауер - слесарь-электрик в автосервисе. Отец Кайла - адвокат, отец Стэна - служащий на станции метеонаблюдений кажется. Рабочие профессии не упоминаются вообще.

Где вы видели рабочих в офисе?!
США - это нынешний глобальный офис. А рабочий цех - Китай.

Сейчас это риторика. Нет рабочих мест для технарей, нормально оснащенных, современных цехов, современных комбайнов. Самолетов и то нет.
Только купи-прода, застрахуй.

Брутально-дамское образование :-)

5-6 лет готовить намотчика трансформаторов или сцепщика вагонов. Это замечательно. Главное не забывать, что узкий специалист подобен флюсу. Его леелеют и ценят до тех пор пока не придет стматолог.

А ведь рано или поздно китайский благодатный бум закончится...

и наступит африканский или еще какой

(Deleted comment)
Посмотрела. Занятно, но чересчур конспективно, разверните.