domestic_lynx (domestic_lynx) wrote,
domestic_lynx
domestic_lynx

Categories:

КТО ТАКИЕ ГУМАНИТАРИИ И КАК С НИМИ… БОРОТЬСЯ? (Окончание поста "Работать будут другие")

Вообще-то я не собиралась больше писать насчёт дамского образования, но огромное количество комментариев (кажется, никогда так много не приходило) показало: читатели не вполне понимают мою мысль. Наверное, я сама недостаточно внятно её выразила.

Многим показалось, что я убеждённая противница гуманитарных дисциплин, гуманитарного образования, а заодно и его носителей. На самом деле, дело обстоит несколько иначе.

Говоря о мире гуманитарного знания, надо различать, по меньшей мере, три отдельных сущности, три аспекта, если угодно.
1) Сам объект гуманитарного знания – человек и его деятельность как общественного существа.
2) Гуманитарные науки, которые изучают всё это.
3) Гуманитарное образование, т.е. организованное и государственно санкционированное обучение молодёжи с выдачей ей соответствующих дипломов государственного образца.

Если валить всё в одну кучу, то, правда, получается, что я имею зуб на всё гуманитарное, чего на самом деле нет.

Объект гуманитарного знания – это человек как НЕбиологическое существо и его хозяйственная и культурная деятельность. Примерно так.

Объект этот – самый сложный из объектов всех наук. Самый простой объект - у самой сложной для восприятия науки – у физики. Объяснение этого непреложного факта – простое: это самая развитая из наук, она дальше всего продвинулась в познании своего объекта. Вот и успела наворотить таких формул и всяких теорий, что без особых мозгов лучше не соваться. Вообще, в полной мере науками могут считаться, наверное, только физика и химия. Критерий? Элементарно, Ватсон. Способность предсказывать явления (кое-что можно предсказать даже на уровне школьной физики: где будет, например, шарик, к которому приложили такие-то силы), а также их использовать для дела. Химия – наука, потому что умеет синтезировать вещества. А биология всё-таки слегка недонаука, т.к. ещё не сумела создать даже самое фиговенькое живое существо, хоть самую плёвую бактерию какую-нибудь.

Когда-то больше ста лет назад Энгельс очень хорошо объяснил это дело в неглупой книжке «Диалектика природы» - люди старшего поколения её помнят, а младшие легко могут найти в интернете. Там автор даёт список видов «движения материи» - так он это называет. Каждый следующий вид – более сложный по отношению к предыдущему и, что важно, не сводим к нему; это особая сущность. Вот этот список:
- социальный
- биологический
- химический
- механический.

То есть самый простой, низший вид движения материи, - это то, что изучает физика. Посложнее – химия. Ещё повыше – строение и работа живой материи. А уж ещё выше располагается материя социальная – то самое, что изучают те самые гуманитарные науки, столь мне, по мысли моих читателей, антипатичные. Разумеется, Энгельс жил в 19 веке и находился на уровне науки своего времени, но сама его классификация ничуть не устарела. Чем ниже мы опускаемся в этом списке, тем проще объект познания и, соответственно, «научнее» наука об этом объекте. Чем выше поднимаемся – тем более наука напоминает смесь шаманских заклинаний с художественным прозрениями, украшенными словесными фиоритурами.

Кстати, вот я написала, что книжку Энгельса знает старшее поколение, и тут же поняла, что это не так. Не всегда так. Вспомнился древний курьёзный случай. У меня в юности был приятель – студент физфака. Он очень серьёзно относился к науке и особенно к себе в науке. Гордился научностью своей науки, а к гуманитарным дисциплинам относился со снисходительной иронией. Как-то мы прогуливались по Арбату, тогда не пешеходному, и он излагал свои воззрения, эдакий современный Базаров. «Ну, понятно, физика ведь имеет дело с самым простым объектом, потому ей и удаётся его так хорошо описывать», - парировала я (я тоже была не лыком шита). Будущий учёный так оскорбился за свою науку, что тут же распрощался и ушёл; больше я его не видела. О чём, впрочем, нимало не пожалела: в кафе «Метелица» не водил, да ещё нудьгу его слушать, охота была…

Так вот. Чем проще объект, тем дальше продвинулось человечество в его познании и научном описании. Но даже такой простой вид движения материи, который изучает физика – и то сложный, очень даже сложный. Потому настоящее знание, а в физике оно настоящее, - сложно. На этом знании стоит техника – лучшее доказательство того, что знание - истинное.

Гуманитарное знание сегодня находится на том уровне, на котором физика находилась – ну пускай не во времена Аристотеля, но уж во времена Леонардо да Винчи – максимум. А так вообще-то всё находится на описательном этапе. Что, конечно, тоже ценно: без описания, простого накопления фактов, - никакая наука развиваться не может. Это детство науки, это её база, основа.

Гуманитарные науки пока не вышли из детства. Ничего сконструировать и паче того предсказать они не могут. Достаточно напомнить неоспоримое: знаменитый кризис никем предсказан не был, напротив, все сулили золотой век и нефть по 200 баксов. Дело тут, разумеется, в крайней сложности объекта их исследования. Его и вычленить-то трудно. Вот экономика. А сколько в ней психологии! Её вообще нельзя понять вне психологии, а ведь пытаются, бедолаги…

К тому же в гуманитарных науках невозможен эксперимент, да и каждый факт почасту уникален. Была такая вот революция, а следующая, при всём сходстве, всё-таки иная: иная страна, другие руководители, да погода другая – вот и всё другое. Это что-то на грани науки и искусства: что-то от художественного проникновения в предмет, некоего перевоплощения, к примеру, в исторических персонажей. Недаром, крупные историки часто и большие писатели. Ярчайший – Карамзин. Но и помянутый кем-то в дискуссии со мной Ключевский (неужели и это не наука?) – тоже художник. Прочтите его блестящую статью «Евгений Онегин и его предки» - и вы увидите: художник. И это вовсе не плохо: художество – это тоже способ познания действительности. Не рационально-аналитический, а эмоционально-синтетический.

То же касается и психологии. Много написано, кое-кому удаётся кое-в-чём помочь, но всё это на уровне скорее шаманства, чем технологии.

Помню, в процессе юридического образования мы изучали не просто тебе гражданское (или иное) право, а бери выше – НАУКУ гражданского права. Вместе с тем, кто-то умный (не помню, кто) ещё в 19 веке сказал: «Одно слово законодателя – и тома сочинений учёных-юристов обращаются в прах». Хороша наука!

Гуманитарные науки испытывают некий комплекс неполноценности перед науками естественными и потому охотно уснащают свои писания сложной терминологией, математическими формулами, моделями и т.п. Как удачно выразилась писательница и математик И.Грекова, математика сегодня – это боевая раскраска дикаря. Особенно продвинулась в этом деле экономика. Но на самом деле критерием «научности» науки является одна неприятная вещь – её способность предсказывать явления и конструировать новые объекты на базе понятых закономерностей. А уж есть или нет у неё многочленные формулы – это дело второе. Пока гуманитарные науки очень далеки от результатов.

Нужны ли гуманитарные науки? Нужно ли вообще гуманитарное знание? Абсолютно уверена: очень нужно. Это самопознание человечества, его мысли о самом себе. Да, практические результаты пока невелики, но, может быть, в будущем... Поэтому всё следует культивировать – и искусствоведение (образец непрактичной науки), и историю, и политэкономию. И философия нужна. (Это уж точно не наука, но этот вид знания необходим человеку). Гуманитарные учёные, на мой взгляд, должны обладать художественной интуицией, тогда они что-то смогут интуитивно схватить в своём объекте. Если этого нет – их штудии превращаются в бесплодную и пустопорожнюю жвачку. В этом сочетании эрудиции, способности собирать многочисленные факты, работать с источниками и, с другой стороны, художественным даром - и заключается тот самый гуманитарный склад сознания, о котором часто говорят, не понимая, в чём он состоит. А состоит он вовсе не в том, что человек туп в технике и не понимает математики. В этом случае он просто дурак, а не гуманитарий. (Хотя, возможно, сегодня «гуманитарий» – это политкорректный эвфемизм «дурака»).

Гуманитарный склад сознания может быть присущ людям разных специальностей и разного образования. Например, химик Кара-Мурза обладает этим даром, и ему удалось кое-что открыть в том, как было устроено и функционировало советское общество. Я знала математика по образованию с ярко выраженным гуманитарным умом. А вот физик Сахаров, взявшись за социальные материи, придумал невообразимую чепуху – значит, не было у него этого склада. (Впрочем, сейчас пишут, что он был не виноват: на него жена плохо влияла; известное дело – всё зло от баб).

Но тут хочется обратить внимание вот на что. Насколько же мало научна эта наука, если химик может в неё прийти и достичь вершин. Просто так, даже без специального образования. Вообразите, социолога, который решил в зрелом возрасте вот так сходу призаняться химией… Я, между прочим, посещаю научные семинары на экономическом факультете МГУ, выступаю в аудитории, где сплошные доктора тех самых наук, и всё это воспринимается вполне нормально; даже печатаюсь иногда в их сборниках.

Теперь об образовании. О гуманитарном. Поскольку науки соответствующие находятся в донаучном состоянии – то, что преподаётся в вузах под вывеской гуманитарного образования, - это чрезвычайно лёгкая в усвоении, ни к чему не обязывающая разговорная материя. Иногда она более занятная, иногда серая и нудная – это целиком зависит от красноречия и остроумия преподавателя. В любом случае, закончить вуз по какой-нибудь там экономике или психологии значительно проще и бесхлопотнее, чем по обработке металлов резанием, к примеру. (Вообразим человека заурядных способностей, не имеющего жгучего интереса ни к тому, ни к другому). Ещё в мои школьные годы говорили попросту: в технический вуз поступить легче, а учиться труднее, а в гуманитарный – наоборот. Поступить тогда было труднее, потому что их было крайне мало, процентов 80 были технические и естественно-научные.

После революции 91-го года, когда на дороге истории был словно выставлен знак «конец всех ограничений» и восторжествовала полная беспрепятственность во всём, - гуманитарными стали процентов 80 студенческих мест. И это понятно: если задача состоит в том, чтобы просто получить диплом, проще всего получить гуманитарный: суеты меньше. А работа, что работа… Для большинства работ вообще никакого выраженного образования не требуется. Поинтересуйтесь в обычном офисе, какие дипломы у сотрудников. Наверняка рядом сидят экономисты, психологи, юристы, социологи, культурологи… И делают они одно и то же. Что это значит? Только то, что для работы никакого образования и не требуется.

Гуманитарное образование нужно, но оно должно быть редким и штучным. И очень качественным. Тут нужен и большой отбор студентов и большие требования к преподавателям. Когда-то большевики отменили гуманитарное образование – как бесполезное для рабочих и крестьян. Но потом, уже в 30-х годах, открыли ИФЛИ – институт философии, литературы, истории. Он был маленьким и потому туда попали люди, действительно способные к гуманитарному знанию. Именно поэтому ИФЛИ помнят и поныне. Закройся завтра какой-нибудь эколого-политологический – о нём забудут на следующий день.

Между прочим, вузы – не единственные рассадники гуманитарного знания. Есть музеи, лектории, публичные семинары – несть им числа. Учись, кому охота. Полезны народные университеты культуры. Так что никто из интересующихся не обделён возможностями. Но большинство гуманитарных студентов не знаниями интересуются, а дипломами.

Вот примерно так обстоит дело с гуманитарными знаниями и гуманитарным образованием.
Subscribe

  • ОТКУДА ВЗЯТЬ СЕЗОННИКОВ?

    Вице-премьер Виктория Абрамченко поручила Министерству труда, Министерству внутренних дел и Министерству сельского хозяйства проработать вопрос о…

  • ЧТО Я ПОМНЮ О ЕЛЬЦИНЕ

    По телевизору казённые торжества по случаю 90-летия Ельцина. Путин произнёс прочувствованную речь: «Что отличало Бориса Николаевича - отличало…

  • ГРЯДЁТ РЕВОЛЮЦИЯ?

    В России явно готовится революция. Цветная или ещё какая – не так важно. Важно, что революция. Поэтому, глядя на школоту Навального, да и…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 232 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • ОТКУДА ВЗЯТЬ СЕЗОННИКОВ?

    Вице-премьер Виктория Абрамченко поручила Министерству труда, Министерству внутренних дел и Министерству сельского хозяйства проработать вопрос о…

  • ЧТО Я ПОМНЮ О ЕЛЬЦИНЕ

    По телевизору казённые торжества по случаю 90-летия Ельцина. Путин произнёс прочувствованную речь: «Что отличало Бориса Николаевича - отличало…

  • ГРЯДЁТ РЕВОЛЮЦИЯ?

    В России явно готовится революция. Цветная или ещё какая – не так важно. Важно, что революция. Поэтому, глядя на школоту Навального, да и…