domestic_lynx (domestic_lynx) wrote,
domestic_lynx
domestic_lynx

Categories:

ВЕК РАБОТНИКА ТОРГОВЛИ - часть 3

КАК МЫ СТАЛИ ТОРГАШАМИ?

Читатели, откликнувшиеся на предыдущую заметку, поняли меня чересчур материалистически: вот-де есть люди и народы героические и другие – соответственно торгашеские. На самом деле речь шла о ДУХЕ. О духе, который воплощается в людях, явлениях, предметах. Воплощается в разной степени. О духе в том смысле, в котором Макс Вебер говорил о «духе капитализма», а Монтескье – о «духе законов», в том смысле, в котором мы говорим о духе римского права или духе православия.

Один из комментаторов был недоволен отсутствием чёткого определения духа. Это трудно – определить дух, поскольку это одно из первичных понятий, которые не определяются, вроде материи. Приблизительно, наверное, можно определить так: дух – это энерго-информационная сущность, способная воздействовать на материальную реальность и даже порождать её.

Это понятие отчасти родственно понятию «эгрегор», которым любят оперировать эзотерики. Эгрегор, как они его понимают, это некое сгущение ноосферы, которое порождается мыслями и чувствами многих людей по какому-то поводу. Люди «кормят» свой эгрегор, думая о чём-то (о деньгах, о мировой революции, о разврате, о поэзии), а он в свою очередь подкармливает своих адептов, помогая им, присылая нужную информацию, организуя встречи с нужными людьми.

Так вот сегодня правит миром дух торгашества. Торгашеский дух – это дух предельно буржуазный, материалистический. Он не признаёт никакой иной реальности, кроме материальной. Главное для него – деньги как воплощение этой материальной реальности. Всё имеет свою цену, иногда высокую, но она есть всегда. Войны, революции, избирательные кампании – всё это дело денег. Нет ничего, чего нельзя было бы купить за деньги. Просто иногда данная инвестиция может оказаться необоснованной, а вообще-то можно всё.

У нас этот дух правит последние двадцать лет. Мы подхватили его с детским восторгом – как символ новой веры и воплотили в жизнь с карикатурной преувеличенностью. Мне думается произошло это потому, что вообще-то нашему народу торгашеский дух чужд. Он не сродствен нашей душевной организации. Мы народ скорее «героический» - по терминологии Зомбарта. И торгашеский дух оказался для нас чем-то вроде водки, которой спаивали индейцев (или кого там спаивали) у которых просто нет фермента, разлагающего спирт. Нет у нас к этому духу иммунитета. Потому он и размножился до необыкновенных пределов.

Сыграло тут роль и вот что. При советской власти этот дух считался исчадием ада, его проклинали всей силой тотальной пропаганды и тем самым загоняли в душевное подполье. Что-то вроде фрейдистского либидо. А когда вдруг оказалось «можно» - тут такое началось!

Когда-то на нашей профессиональной выставке в Амстердаме мне привелось побывать на симпозиуме по проблемам профессиональной уборки. И вот один немец из института Роберта Коха рассказывал об уборке больниц. Проблема такая: убирают всё более мощными антисептиками, а внутрибольничные инфекции – как были, так и есть, ещё и больше прежнего. Оказывается вот что: большинство микробов убивается, а те, которые остаются, на просторе так размножаются и такие накачивают мышцы, что мало не покажется. Поэтому тот учёный немец советует поаккуратнее бороться с микробами. В разумных пределах они менее вредны, чем тотальная война против них.

Так или иначе наш народ воспринял дух торгашества, но воспринял так, как подросток водку. Для нашего народа торгашеский дух – это разрешение всего. И то сказать: раз прежний грех – уже не грех, а высшая добродетель, значит и нет больше никакого греха. «Если бога нет – всё позволено».

Наш народ пережил огромную духовную ломку. Кара-Мурза называет этот процесс разрушением русской матрицы. Можно и так сказать, но у Кара-Мурзы этот слом русской матрицы был произведён какой-то внешней силой НАД нашим народом. А по-моему, народ в ней участвовал. Ещё как участвовал.

Я хорошо помню, с каким энтузиазмом мы усваивали новую религию торгашества. Поговорка «если ты такой умный, почему ты такой бедный?» - казалась вершиной мудрости, в ней виделся «смысл философии всей». Главное – деньги. Люди, прежде столь разнообразные, разделились на две неравные части: у которых они есть и у которых их нет. Вспоминая свои тогдашние чувства, думаю, что стремление заработать (пардон, «сделать») деньги стало для многих (и для меня в том числе) – чем-то высшим, чем деньги, каким-то пропуском в новый мир, признанием твоей качественности. Как-то вдруг стало всё продаваться. Сначала путёвки в санатории, которые прежде «распределялись», потом явилась бесхлопотная возможность поступить за деньги в институт – и понеслось. Помню, когда я впервые участвовала в какой-то выставке, организаторы спросили: «Медаль будете получать? Цена такая-то». Я не скажу, что меня это шокировало: я просто отметила – вот оно теперь так, это прежние лошки советские ради этих висюлек спину гнули, а теперь всё просто: заплатил и порядок.

Незадолго до конца СССР прошёл фильм «Интердевочка», воспевший валютную проститутку. Писали, что многие девочки-школьницы после него возмечтали о профессии и судьбе героини. Тогда же шло бурное развенчание прежних кумиров. Был такой журнал – «Столица», принадлежавший голландскому, кажется, концерну, Independent media, впоследствии сгинувший в кризис 1998 г., так вот он раз за разом гнал статьи о том, что все эти Зои Космодемьянские – дрянь собачья, тоталитарное фуфло. Главное – иметь деньги, остальное – дело десятое – вот чему учили СМИ. То есть так, конечно, не говорили, но как-то так выходило, что имеющие деньги – молодцы, симпатяги, с них хорошо бы брать пример. Примером и учителем жизни были США – страна, где много, очень много денег. Я помню, как в ту пору вернулся в Россию, мужнин одноклассник, увезённый родителями-евреями за границу ещё подростком. Он был американским гражданином, и – Боже правый! – как его принимали. Просто за то, что американец. Как его любили женщины, как искали его дружбы мужчины. Даже на нас пал отражённый свет его славы. Оглядываясь назад, я понимаю, что настоящих больших денег у него сроду не было, но ведь не в них дело. Дело в духе. Любили идею денег. К тому же тогда, имея сто, ну пускай двести долларов, можно было крепко гульнуть. Что и делалось. Друг наш даже женился под горячую руку на какой-то приезжей из провинции искательнице большой судьбы.

В этой бурной атмосфере выросла не просто коррупция – тотальная приватизация казённых присутственных мест. Именно тогда Гаврила Попов, один из тогдашних светочей нового мышления, предлагал легализовать плату чиновникам за то, чтобы «порешать вопрос». Предложение, кстати, резонное – вроде легализации проституции.

По-другому просто быть не могло. Чиновником может править две силы – честь или страх. (Лучше комбинация того и другого). Честь, какая честь? Где её источник? Все прежние принципы объявлены трухой, на что опереться чести? Страха тоже не стало, поскольку те, кто должен быт представлять потенциальную угрозу – заняты своими делами: тащат, что плохо лежит, им не до того. Любопытно, что известный юрист-конституционалист, высланный из советской России на знаменитом «философском пароходе», размышляя о будущем России, считал, что при падении советской власти, была бы благотворна мощная, национально ориентированная диктатура. Если этого не будет, то произойдут две вещи: невиданная вспышка «публичной продажности» (так он называл коррупцию) и кровавые войны на окраинах империи. Как в воду глядел.

Сегодня продаётся всё без всякого изъятья, чиновники – это просто один из многочисленных товаров, а так-то всё продаётся. Молодые девушки прямо-так выставляют ценник. Это называется: «Я себе цену знаю». Можно купить диплом (странно даже – неужели не у всех они ещё есть), можно купить диссертацию, не говоря о других бытовых услугах. Вот только завели ЕГЭ – тут же стали им торговать.

Любые лицензии, сертификаты – продаются. Это у нас заменяет производство средств производства, о чём беспокоился один из моих читателей. Продаются и предметы широкого народного потребления. Повсюду объявления: больничные листы, медкнижки, экзамены в ГИБДД. Всё для блага человека. И это всё – порождение ДУХА. Дух вообще правит миром. Вот так и правит…

Депутатские места и сами депутаты – всё стало продаваться. Тут нет коррупции. Коррупция – буквально значит «порча». А тут никакой порчи нет – теперь правила такие. Вот такое действие произвёл на наш народ дух торгашества.

Откуда он взялся и почему не был отвергнут, а , напротив, радостно усвоен, - об этом в следующий раз.
Subscribe

  • ПОЧЕМУ ДОРОЖАЕТ ПРОДОВОЛЬСТВИЕ?

    Еда – дорожает. Этот непреложный факт пытаются замаскировать разными способами: манипуляциями с упаковкой, нажимом на аграриев, а также на…

  • ЗАСТАВИТЬ ВСЕХ ПРИВИТЬСЯ ОТ КОВИДА

    Опять заболеваемость ковидом пошла вверх, словно в довакцинные времена. Люди реально болеют и умирают; теперь уже у каждого есть какие-то…

  • ОТКУДА ВЗЯТЬ СЕЗОННИКОВ?

    Вице-премьер Виктория Абрамченко поручила Министерству труда, Министерству внутренних дел и Министерству сельского хозяйства проработать вопрос о…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 37 comments

  • ПОЧЕМУ ДОРОЖАЕТ ПРОДОВОЛЬСТВИЕ?

    Еда – дорожает. Этот непреложный факт пытаются замаскировать разными способами: манипуляциями с упаковкой, нажимом на аграриев, а также на…

  • ЗАСТАВИТЬ ВСЕХ ПРИВИТЬСЯ ОТ КОВИДА

    Опять заболеваемость ковидом пошла вверх, словно в довакцинные времена. Люди реально болеют и умирают; теперь уже у каждого есть какие-то…

  • ОТКУДА ВЗЯТЬ СЕЗОННИКОВ?

    Вице-премьер Виктория Абрамченко поручила Министерству труда, Министерству внутренних дел и Министерству сельского хозяйства проработать вопрос о…