?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
ПРОВИНЦИАЛЫ
рысь
domestic_lynx
В августе, как обычно, хочется написать что-нибудь на темы наробраза. Оно и понятно: первое сентября скоро, день знаний.

Сегодня у приличных людей, ну кто при деньгах или, что то же самое, при власти, так вот у этих избранников фортуны нынче в обычае учить детей за границей. В Англии, главным образом. Ну, и кто попроще, тот самый пресловутый и неуловимый средний класс – тоже не отстаёт, стараются сколотить денежки, чтоб дать «элитное» образование. А элитное – это понятно какое – импортное.

Я не коллекционирую сплетни о высших и властных, но всё равно то и дело попадается: у Лужкова дочки в Англии, Никита Белых туда же сына отправил, те в Швейцарии проходят курс, эти – в Америке. Глядя на «элиту», и народ подтягивается. Ну, ежели не насовсем – так хоть на летние курсы. Турагентства отправляют недорослей пачками, у авиакомпаний – специальный платные услуги – переправка детей в Англию без сопровождения родителей - на эти самые летние курсы.

Но это, конечно, мелочь. Настоящий крупняк – это чтобы выучить в Англии от и до: школа, колледж, университет. Для этого не жалеют ни денег, ни усилий. У моего сына был приятель детства, отец его в советское время служил посольским кагэбэшником, кажется, в Голландии, а после 91-го года сделался бизнесменом средней руки и средней успешности. Так вот они своего единственного сына лет с десяти учили в Англии, даже мама жила поначалу там, чтобы оберегать кровиночку. Притом денег у них не так, чтоб куры не клюют, но образование за границей – это святое, а на святом не экономят.

А вот совладелица здания, где у нас офис. Тоже старается, всё лучшее - детям. Сама-то она совсем простая, из бывших заводчан, даже и отдыхать в других странах не любит, всё её там напрягает, но одно знает твёрдо: надо выучить детей за границей. Её девчонки учатся где-то в Австрии в странном заведении невесть какого профиля, относительно которого она выражается путанно и невнятно; по-моему, и сама толком не понимает, чему там учат, да и не важно это. Главное – в Австрии.

Вопрос: зачем?
Любопытно, что никто его себе особо и не задаёт. Просто это считается абсолютным, необсуждаемым благом – учить детей за рубежом. У меня довольно часто спрашивали знакомые, как же это я-то? «Уж вы-то можете себе позволить…» Тут уже я задаю вопрос: «Зачем?» И вдруг оказывается, что ответа на него словно бы и нет. Ну-у-у, английский будет знать хорошо… Больше возможностей, кругозор… Ответа нет, а горячее стремление – есть. Притом в самых разных кругах. Ну, понятно, там, где нет денег, - это не стремление, а просто мечта. Но мечта всё о том же. А мечта – это очень важная вещь, которую часто недооценивают. Мечта больше всего характеризует человека, потому что в реальности он связан мириадами обстоятельств, а в мечте – свободен. Так вот мечта такая – очень широко распространена.

Вообще, впервые о такой мечте я, странным образом, узнала от учительницы продлёнки у сына. Был 1992 г. , первый класс. «Ну вы-то, наверно, вашего за рубежом учить будете?» - ни с того ни с сего сказала она то ли вопросительно, то ли утвердительно. Я сильно удивилась: у меня в те поры для такой учёбы ни денег не было, ни желания, ни знаний о том, как это происходит. У меня не было, а у неё – уже было.

Так вот зачем это? Чтобы потом работать? Где? Очевидно, там. Потому что ребёнок, воспитанный за границей, неизбежно впитает тамошние «язык и нравы». Нашу жизнь он знать не будет и ориентироваться в ней тоже будет с трудом, да и не захочет он ориентироваться, зачем ему себя ломать? Разговоры о том, что он освоит там что-то такое передовое, просветится западной мудростью и будет её тут применять на пользу нашего богоспасаемого отечества, – это, конечно же, полная чушь и маниловщина под сенью сколковских ветвей. Так, конечно, говорят, но вряд ли кто-то всерьёз думает. А тот, кто способен искренне поверить в эту прекраснодушную чепуху, вряд ли имеет деньги для отправки наследника за кордон.

Кстати, я заметила: премногие изучают за границей юриспруденцию. А эта профессия, понятно, совсем не космополитическая, а самая что ни наесть «почвенная», привязанная к праву своей страны. А они учат даже право иной правовой системы, вроде британского.

То есть получается вот что: цель – это сделать из недоросля иностранца и натурализовать его там, за границей. Пока, знаете, есть возможность, устроить его в приличное место на ПМЖ. Такова истинная цель, она же мечта. Когда-то, помню, на рубеже 80-х и 90-х, в Москве бытовало такое выражение: «Надо спасать детей!» (произносится с заполошной интонацией). Имелось в виду: надо скорее уезжать! Не ради себя – ради детей. Помню, наши соседи под этим лозунгом отвалили в Канаду. (Маленькое замечание в скобках: я ровно никого не критикую и уж тем более не обличаю и не изобличаю, особенно с моралистических позиций. Не зря кто-то из моих читателей заметил, что мораль мне вообще чужда. Более того, я и сама в то время могла отъехать вслед за мужем-физиком, но судьба повернулась иначе.)

Так вот реальная цель обучения за границей – это воспитание иностранца. Чтоб жил потом там – в «отечестве сердца и воображения», как называли Францию некоторые наши соотечественники в 18 веке. Сегодня таким «отечеством» стала для нас Англия, США, ну и другие приличные страны.

То есть лучшие люди отечества, ну пускай не лучшие – просто самые сильные, властные и денежные - хотят, чтобы дети их жили не «в этой стране». Они могут пережёвывать на все лады сакраментальную тему «как нам обустроить Россию», могут принимать решения и постановления, проводить одну реформу за другой, болеть и радеть за то и это, но есть один лишь маленький фактик: их дети там, - и этот маленький фактик красноречивее всех слов. Кто и где дети т.н. элиты – очень поучительная информация. Потому что очевидно, что детям мы желаем самого лучшего в жизни. По тому, где дети тех, кто имеет большие, порой почти что неограниченные, возможности, видно, чтоО в данном обществе считается лучшим и желанным. Маркс верно говорил: мораль господствующего класса – господствующая мораль. Вот она и господствует.

Откуда она берётся?

Убеждена: её источник – глубочайший, неистребимый, в поры въевшийся провинциализм.

Провинциализм настолько глубокий, что он даже не замечается, не ощущается, как не ощущаются собственные базовые качества, настолько они срослись с личностью. А наш провинциализм очень даже сросся. Он у нас, как любят выражаться продавщицы косметики, «на клеточном уровне».

Что такое провинциализм?

Это вовсе не узость кругозора или незнание того и этого, неумение стрекотать по-английски «с прононсом» или подбирать галстук под цвет носков. Провинциализм – это ощущение своей непоправимой второсортности. Гнетущее чувство, что живёшь ты в «дыре», на помойке, окружённый «уродами» и ничего хорошего на твоей помойке нет и не предвидится. А потому самое главное твоё жизненное задание – из этой помойки выбраться, вырваться, убежать и забыть её, проклятую, как страшный сон. Это именно и есть универсальное чувство провинциала – собственная второсортность. Их второсортность имманентна, выражаясь философски, непреодолима никакими силами и средствами. И помойка вечна. Провинциалу не приходит в голову даже попытаться превратить помойку сначала в пригодное, а потом и желанное для жизни место. Нет! Помойка – она всегда помойка, а он – всегда убогий и второсортный. Это «на клеточном уровне» - на поверхности-то он может сорить деньгами, отгрохать виллу в полторы тысячи квадратов, носить пиджак за пять штук баксов. Чувство второсортности от этого не убывает. Поэтому – спасать детей! Пускай хоть они станут настоящими, не провинциалами.

Здесь лежит причина страстной тяги к «европейскому образованию», а вовсе не в каких-то там специфических знаниях или злополучном английском. Английский – это вообще не проблема. К двенадцати, ну ладно – к четырнадцати годам каждый ребёнок способен выучить английский на вполне приемлемом уровне, никуда не ездя. Конечно, надо над этим поработать, в том числе и родителям, но то же относится и к алгебре, и к физике, и даже к истории. Мой сын, уже прилично зная язык и имея большой запас слов, проработал каникулы в Ирландии на ковровой фабрике, жил в семье в двумя говорливыми пенсионерами. После этого он говорил и теперь говорит вполне бегло и незатруднительно. На следующее лето он опять поехал, но не ради английского, а ради небольшого заработка. Так что не в английском тут дело. Вообще, сакрализация этого самого английского – в этом есть какая-то особенно убогая провинциальность.

Гражданином мира человека делает не галстук и не оксфордский прононс. Гражданином мира делает его любовь к своему углу, украшение его, творческая, созидательная работа на славу этого угла. Человек входит в человечество как француз или китаец, а не как что-то среднее и невнятно-абстрактное. Итальянский деревенский сапожник из-под Венеции, который умеет тачать такие башмаки, какие не умеет никто и нигде на свете, или его сосед-гончар, который может делать, и не просто делать (делать-то и китайцы теперь настрополились) - он может выдумывать такую посуду, что хочется её купить и тащить в ручной клади через все границы – вот эти деревенские ребята – настоящие граждане мира. Хотя они скорее всего не говорят по-английски, да и по-итальянски не шибко, потому что привыкли к местному диалекту. Но они – не провинциалы. И, кстати, для них уехать – это трагедия. Когда безземельные крестьяне уезжали – это вспоминается как самое страшное время. У них даже слово есть – campanilismo – прявязанность к родной колокольне.

Уходящее (или ушедшее) со сцены поколение, те самые убогие "совки", не отдыхавшие в Анталии, не благоухавшие парфюмом, не "управлявшие мечтой", а управлявшие в лучшем случае "жигулями", те самые совки , жившие в "панельках" "сносимых серий" , все эти "совки" в растянутых свитерах или мосшвеевских неказистых пиджачках, все они вместе со своими тётками, не ведавшими ботокса, «уколов красоты» и шоколадных обёртываний, - все они были гораздо более гражданами мира, чем нынешние. Потому что они были кровно связаны со своей землёй, верили в её будущее и для него работали.

Вернёмся, впрочем, к тем ребятам, которых послали учиться в заграницы. Что с ними будет в будущем? Заглянуть в будущее мы не можем, а вот в прошлое – вполне даже реально. Такое уже было в нашей истории. 18-й век, не так уж и далеко, множество свидетельств. И очень поучительно. Недаром, римляне говорили «historia est maestra vite» - история – учительница жизни. Об этом в следующий раз.

ну это же бред полный

что деревенские самые граждане мира.

Быть гражданином мира очень правильно и хорошо - где лучше туда и метнулся. Если бы все были такими, правители не гнобили бы народ (а он бы мигом свалил миллионами)

Именно эти любители колоколен и являются почвой для тиранов.


Re: ну это же бред полный

>он бы мигом свалил миллионами

Куда?

Да ладно, наши. Я тут недавно в Европах североафриканца, которых арабами называют, в футболке с американским флагом увидел. Это покруче наших провинциалов будет! ))

А африканцы, которые одеваются по французской моде 60-х годов? Вот это зрелище. Наши малиновые пиджаки и рядом не стояли.

(Deleted comment)
Если и отличается, то не в худшую сторону. Просто "царствие божье внутри нас": уважаешь свою жизнь - она покажется тебе хорошей, презираешь - отвратительной, даже если "нумера" бедет на одного и у каждого будет биде и джакузи. А вообще-то арстократические заведения обычно очень скромны и суровы. Потому что рукводители общества должны прежде всего иметь самообладание и силу. А сила противоположна изнеженности.

На самом деле причины того, что элитные дети находятся за границей, гораздо глубже - они политические эти причины. И "дети за границей" - это частный случай более общей картины. Другое проявление этой картины состоит в том, что весь (!) российский крупный бизнес находится в иностранной юрисдикции. То есть, такие компании как 'Норильский никель", "Русский алюминий" и т.д. - это фактически иностранные компании.

правильно, всё самое дорогое по возможности храним подальше от России - компании и детей.

"Провинциалу не приходит в голову даже попытаться превратить помойку сначала в пригодное, а потом и желанное для жизни место. Нет! Помойка – она всегда помойка, а он – всегда убогий и второсортный." Эт-точно, прямо по проф. Преображенскому "разруха в головах". Люди делятся на тех кто ищет где уже есть готовое лучшее и тех кто сам пытается сделать все лучше. Как-то так.

ДА! Именно так. Наш преподаватель философии говорил: животное приспосабливается к среде, а человек - приспосабливает среду под себя. Чем больше он это делает - тем больше он человек.

Провинциализм – это ощущение своей непоправимой второсортности.

Да нет, не своей как раз. Своей ПЕРВО-сортности и второсортности всего окружающего.

Гнетущее чувство, что живёшь ты в «дыре», на помойке, окружённый «уродами» и ничего хорошего на твоей помойке нет и не предвидится. А потому самое главное твоё жизненное задание – из этой помойки выбраться, вырваться, убежать и забыть её, проклятую, как страшный сон.

Вот именно так, да. "Pursuit of happiness" смотрели? Так вот там у него в кино было всё легко относительно того как было у нас. И было очень долго. В его случае он сумел найти работу на бирже. Мы в нашем случае сумели с последними тремя рублями в кармане уехать. Забыть пока не получается ещё. Но в остальном именно так.

Вернёмся, впрочем, к тем ребятам, которых послали учиться в заграницы. Что с ними будет в будущем?

У них будет другое будущее.

Я вот сам не из богатых и сильных, а совсем на оборот. Из самых слабых и нищих. Меня в советской тогда ещё школе одноклассники у которых мамы с папами начальствами работали советскими дразнили нищим заморышем.

Так вот мои дети учатся в английской школе. У моих детей есть настоящее детство, не такое как было у меня. У моих детей родной язык теперь - английский, да. Русски - это воспоминания о странном месте откуда родители еле живые сумели выбраться и где, судя по новостям, постоянно всё плохо.

Все вот эти разговоры сравнительные про быт, технологии и жилищные условия - это всё пустое.

Главное отличие между россейской действительностью и английской - ОТНОШЕНИЕ ЛЮДЕЙ ДРУГ К ДРУГУ.

Английские дети растут с тёплым человеческим отноешением. Они растут с убеждённостью что они друг другу нужны. Детство у них радостное и счастливое, а не загнанное забитое избитое запуганное задроченое зашореное замызганое и затюканое как у русских.

Я не знаю что ждёт моих детей в будущем, не знаю. Но я знаю что у них было настоящее радостное восторженное детство и это уже никак не отнять чтобы там не было потом.

Вот так-то.

А вот я сто лет назад, в глубоком совке, жила в детстве очень счастливо, резалась с подругами в классики, участвовала в олимпиадах, шила для кукол и делала политинформации, в которых обличала происки империализма. Мой сын учился в самый переходный период (92-02) - тоже ничего. Дочка сейчас в школе, в обычной поселковой школе. Бегает на музыку, плясала в ансамбле. Пишет какие-то заметки - так её незнакомые тётеньки из редакций поддерживают, поощряют. И ехать никуда не надо, всё в пешеходной досягаемости.

(Deleted comment)
А по-моему так, гражданину мира совершенно пофиг, куда сосед ребенка отправил учиться. А провинциалы - это кто живет в провинции.

Что касается собственно интересов детей, то где, скажите пожалуйста, можно найти хорошую, квалифицированную работу. Хоть инженером, хоть исследователем. Не говоря уж о всяком креативном производстве пусть и ширпотреба. Да и некреативном даже. Работяги проще всего ассимилируются.

* где, скажите пожалуйста, можно найти хорошую, квалифицированную работу.
- Не знаю, где вы в Америке можете найти такую работу. Попробуйте поинтересоваться в Детройте. Или Питтсбурге.

(Deleted comment)

Re: Мнение американской кошки

У нас тут напротив такой живёт - радикально чёрный и очень фит, как все кипрские кошки, хотя их подкармливают во всех многочисленных тавернах рыбой. Греки добрые.

Приводит это к тому, что отпрыск возвращаетя в Россию и его пристраивают "руководить", хотя он является совершенным инопланетянином на Родине. Становится потенциальным деятелем пятой колонны, ненавидящим Россию и снобски относящимся к подчинённым и к вверенному "стаду", аборигены платят ему тем же.

Если б этим грешил только богато-властный класс... у моей приятельницы (з/п - не больше тысячи баксов) дочь отправилась на учебу в Чехию. Аргумент - по деньгам обучение не дороже, чем в Питере, но зато при этом - в Европе.

Через год девочка уже легко шпарила на чешском. Думаю, в Россию она не вернется.

Да, Чехия - это заграница-лайт. Туда отправляют те, кто не тянет по деньгам на Англию.

Поспрашивайте людей которые достаточно долго жили на западе и вполне устроены (это важно) - согласны ли они переехать обратно в россию. В подавляющем большинстве случаев - не хотят. И если разобраться почему - то как правило из-за бюрократии когда каждую бумажку надо выстаивать или покупать, из-за нежелания иметь дело с оборотнями в погонах, из-за боязни ходить вечером по улицам, из-за нежелания иметь дело с быкующими мудаками в ресторане или клубе и т.п.

В конечном итоге все это сводится к системе отношений людей в обществе. Россия (и бывший союз) - страна с очень жесткими отношениями в обществе. Тут принято кричать на детей, ругяться с соседями, вымогать и давать взятки и т.п. И именно это и отличает жизнь на западе - там этого намного меньше. Это все как бы мелочи, но из этих мелочей состоит жизнь. И то же самое происходит и с отношением начальства (и правительства) к народу.

Это эгрегор - принятая система жизни в обществе.

Что интересно - к уровню жизни и материальным благам это имеет очень небольшое отношение. В конечном итоге ведь совсем недорого покрасить дома (да хоть и местной краской), починить дороги, наладить работающую бюрократию и т.п. На это много денег совсем не надо.



Edited at 2012-08-05 02:40 am (UTC)

Это дело не денег, а политической воли, которая в свою очередь возникает из веры в то, что это МОЖНО и НУЖНО сделать. Что мы хотим и будем жить здесь, и жить хорошо.

Кто виноват - понятно. Что делать?

Само по себе образование за границей - это не так уже и плохо. Может быть, в некоторых случая - даже хорошо и даже очень. Проблема - в том что происходит потом: те кто уехали учиться, там и остаются. И сразу же проблема "переквалифицируется" в обычную и понятную: иммиграция. А вот это уже - однозначно не полезно для любой страны.

Что делать? Как решать проблему иммиграции? Выпускать больше рабоче-полезных специальностей и меньше продавцов воздуха, надеясь что они возродят промышленность, а она в свою очередь поднимет уровень жизни? Ввести принудительную трудовую повинность типа службы в армии - чтобы побольше все работали и не отлынивали? Улучшать собственное образование? Ведь понятно что так далеко не уйти. Проблему иммиграции можно решать только одним способом: улучшать жизнь народа в стране. Не так уж это и сложно, особенно "сидя на трубе". Как конкретно? Лучше напишите об этом...

Re: Кто виноват - понятно. Что делать?

Иммиграция - приезжают в страну
Эммиграция - уезжают из страны

Провинциализм, это верно. Он обусловлен реальным криптоколониальным статусом России.

Утёнок детектед! :)

Edited at 2012-08-05 10:08 pm (UTC)

"Провинциалу не приходит в голову даже попытаться превратить помойку сначала в пригодное, а потом и желанное для жизни место."

А как превращать? Гуляю с сыном по парку, вдруг заезжает в него форд и едет по дорожке. Пока я его не остановил буквально своим телом, никто даже не подумал об этом, потом конечно граждане обратили внимание на это и мы заставили эту тётку развернутся и уехать (кстати, её аргумент: "там же не написано что это парк!"). На следующий день: юноши допили оду из бутылки и выбросили её в кусты -- заставил поднять и отнести в урну, метров десять до неё было. В парке у нас растут яблони и несколько вишен. И сейчас они (были) усыпаны ягодами. Но нашёлся недочеловек, который пришёл с топором, одну срубил и обобрал, а в другой, что побольше, вырубил топором ступеньки, залез и порубил ветки наверху.
Вот как с таким бороться? В "голову-то приходит" способ, но почему-то называется он массовые расстрелы. Но к сожалению это наказуемо, поэтому опускаются руки и хочется уехать и забыть русский язык.

Блестящий ответ. Я того же мнения.
Свалим при первой возможности.
Устали от быдла.</p>

А образования в этой_стране нет, это я как специалист говорю. Науки и медицины тоже. Увы.


(Deleted comment)