domestic_lynx (domestic_lynx) wrote,
domestic_lynx
domestic_lynx

Categories:

ПРОВИНЦИАЛЫ

В августе, как обычно, хочется написать что-нибудь на темы наробраза. Оно и понятно: первое сентября скоро, день знаний.

Сегодня у приличных людей, ну кто при деньгах или, что то же самое, при власти, так вот у этих избранников фортуны нынче в обычае учить детей за границей. В Англии, главным образом. Ну, и кто попроще, тот самый пресловутый и неуловимый средний класс – тоже не отстаёт, стараются сколотить денежки, чтоб дать «элитное» образование. А элитное – это понятно какое – импортное.

Я не коллекционирую сплетни о высших и властных, но всё равно то и дело попадается: у Лужкова дочки в Англии, Никита Белых туда же сына отправил, те в Швейцарии проходят курс, эти – в Америке. Глядя на «элиту», и народ подтягивается. Ну, ежели не насовсем – так хоть на летние курсы. Турагентства отправляют недорослей пачками, у авиакомпаний – специальный платные услуги – переправка детей в Англию без сопровождения родителей - на эти самые летние курсы.

Но это, конечно, мелочь. Настоящий крупняк – это чтобы выучить в Англии от и до: школа, колледж, университет. Для этого не жалеют ни денег, ни усилий. У моего сына был приятель детства, отец его в советское время служил посольским кагэбэшником, кажется, в Голландии, а после 91-го года сделался бизнесменом средней руки и средней успешности. Так вот они своего единственного сына лет с десяти учили в Англии, даже мама жила поначалу там, чтобы оберегать кровиночку. Притом денег у них не так, чтоб куры не клюют, но образование за границей – это святое, а на святом не экономят.

А вот совладелица здания, где у нас офис. Тоже старается, всё лучшее - детям. Сама-то она совсем простая, из бывших заводчан, даже и отдыхать в других странах не любит, всё её там напрягает, но одно знает твёрдо: надо выучить детей за границей. Её девчонки учатся где-то в Австрии в странном заведении невесть какого профиля, относительно которого она выражается путанно и невнятно; по-моему, и сама толком не понимает, чему там учат, да и не важно это. Главное – в Австрии.

Вопрос: зачем?
Любопытно, что никто его себе особо и не задаёт. Просто это считается абсолютным, необсуждаемым благом – учить детей за рубежом. У меня довольно часто спрашивали знакомые, как же это я-то? «Уж вы-то можете себе позволить…» Тут уже я задаю вопрос: «Зачем?» И вдруг оказывается, что ответа на него словно бы и нет. Ну-у-у, английский будет знать хорошо… Больше возможностей, кругозор… Ответа нет, а горячее стремление – есть. Притом в самых разных кругах. Ну, понятно, там, где нет денег, - это не стремление, а просто мечта. Но мечта всё о том же. А мечта – это очень важная вещь, которую часто недооценивают. Мечта больше всего характеризует человека, потому что в реальности он связан мириадами обстоятельств, а в мечте – свободен. Так вот мечта такая – очень широко распространена.

Вообще, впервые о такой мечте я, странным образом, узнала от учительницы продлёнки у сына. Был 1992 г. , первый класс. «Ну вы-то, наверно, вашего за рубежом учить будете?» - ни с того ни с сего сказала она то ли вопросительно, то ли утвердительно. Я сильно удивилась: у меня в те поры для такой учёбы ни денег не было, ни желания, ни знаний о том, как это происходит. У меня не было, а у неё – уже было.

Так вот зачем это? Чтобы потом работать? Где? Очевидно, там. Потому что ребёнок, воспитанный за границей, неизбежно впитает тамошние «язык и нравы». Нашу жизнь он знать не будет и ориентироваться в ней тоже будет с трудом, да и не захочет он ориентироваться, зачем ему себя ломать? Разговоры о том, что он освоит там что-то такое передовое, просветится западной мудростью и будет её тут применять на пользу нашего богоспасаемого отечества, – это, конечно же, полная чушь и маниловщина под сенью сколковских ветвей. Так, конечно, говорят, но вряд ли кто-то всерьёз думает. А тот, кто способен искренне поверить в эту прекраснодушную чепуху, вряд ли имеет деньги для отправки наследника за кордон.

Кстати, я заметила: премногие изучают за границей юриспруденцию. А эта профессия, понятно, совсем не космополитическая, а самая что ни наесть «почвенная», привязанная к праву своей страны. А они учат даже право иной правовой системы, вроде британского.

То есть получается вот что: цель – это сделать из недоросля иностранца и натурализовать его там, за границей. Пока, знаете, есть возможность, устроить его в приличное место на ПМЖ. Такова истинная цель, она же мечта. Когда-то, помню, на рубеже 80-х и 90-х, в Москве бытовало такое выражение: «Надо спасать детей!» (произносится с заполошной интонацией). Имелось в виду: надо скорее уезжать! Не ради себя – ради детей. Помню, наши соседи под этим лозунгом отвалили в Канаду. (Маленькое замечание в скобках: я ровно никого не критикую и уж тем более не обличаю и не изобличаю, особенно с моралистических позиций. Не зря кто-то из моих читателей заметил, что мораль мне вообще чужда. Более того, я и сама в то время могла отъехать вслед за мужем-физиком, но судьба повернулась иначе.)

Так вот реальная цель обучения за границей – это воспитание иностранца. Чтоб жил потом там – в «отечестве сердца и воображения», как называли Францию некоторые наши соотечественники в 18 веке. Сегодня таким «отечеством» стала для нас Англия, США, ну и другие приличные страны.

То есть лучшие люди отечества, ну пускай не лучшие – просто самые сильные, властные и денежные - хотят, чтобы дети их жили не «в этой стране». Они могут пережёвывать на все лады сакраментальную тему «как нам обустроить Россию», могут принимать решения и постановления, проводить одну реформу за другой, болеть и радеть за то и это, но есть один лишь маленький фактик: их дети там, - и этот маленький фактик красноречивее всех слов. Кто и где дети т.н. элиты – очень поучительная информация. Потому что очевидно, что детям мы желаем самого лучшего в жизни. По тому, где дети тех, кто имеет большие, порой почти что неограниченные, возможности, видно, чтоО в данном обществе считается лучшим и желанным. Маркс верно говорил: мораль господствующего класса – господствующая мораль. Вот она и господствует.

Откуда она берётся?

Убеждена: её источник – глубочайший, неистребимый, в поры въевшийся провинциализм.

Провинциализм настолько глубокий, что он даже не замечается, не ощущается, как не ощущаются собственные базовые качества, настолько они срослись с личностью. А наш провинциализм очень даже сросся. Он у нас, как любят выражаться продавщицы косметики, «на клеточном уровне».

Что такое провинциализм?

Это вовсе не узость кругозора или незнание того и этого, неумение стрекотать по-английски «с прононсом» или подбирать галстук под цвет носков. Провинциализм – это ощущение своей непоправимой второсортности. Гнетущее чувство, что живёшь ты в «дыре», на помойке, окружённый «уродами» и ничего хорошего на твоей помойке нет и не предвидится. А потому самое главное твоё жизненное задание – из этой помойки выбраться, вырваться, убежать и забыть её, проклятую, как страшный сон. Это именно и есть универсальное чувство провинциала – собственная второсортность. Их второсортность имманентна, выражаясь философски, непреодолима никакими силами и средствами. И помойка вечна. Провинциалу не приходит в голову даже попытаться превратить помойку сначала в пригодное, а потом и желанное для жизни место. Нет! Помойка – она всегда помойка, а он – всегда убогий и второсортный. Это «на клеточном уровне» - на поверхности-то он может сорить деньгами, отгрохать виллу в полторы тысячи квадратов, носить пиджак за пять штук баксов. Чувство второсортности от этого не убывает. Поэтому – спасать детей! Пускай хоть они станут настоящими, не провинциалами.

Здесь лежит причина страстной тяги к «европейскому образованию», а вовсе не в каких-то там специфических знаниях или злополучном английском. Английский – это вообще не проблема. К двенадцати, ну ладно – к четырнадцати годам каждый ребёнок способен выучить английский на вполне приемлемом уровне, никуда не ездя. Конечно, надо над этим поработать, в том числе и родителям, но то же относится и к алгебре, и к физике, и даже к истории. Мой сын, уже прилично зная язык и имея большой запас слов, проработал каникулы в Ирландии на ковровой фабрике, жил в семье в двумя говорливыми пенсионерами. После этого он говорил и теперь говорит вполне бегло и незатруднительно. На следующее лето он опять поехал, но не ради английского, а ради небольшого заработка. Так что не в английском тут дело. Вообще, сакрализация этого самого английского – в этом есть какая-то особенно убогая провинциальность.

Гражданином мира человека делает не галстук и не оксфордский прононс. Гражданином мира делает его любовь к своему углу, украшение его, творческая, созидательная работа на славу этого угла. Человек входит в человечество как француз или китаец, а не как что-то среднее и невнятно-абстрактное. Итальянский деревенский сапожник из-под Венеции, который умеет тачать такие башмаки, какие не умеет никто и нигде на свете, или его сосед-гончар, который может делать, и не просто делать (делать-то и китайцы теперь настрополились) - он может выдумывать такую посуду, что хочется её купить и тащить в ручной клади через все границы – вот эти деревенские ребята – настоящие граждане мира. Хотя они скорее всего не говорят по-английски, да и по-итальянски не шибко, потому что привыкли к местному диалекту. Но они – не провинциалы. И, кстати, для них уехать – это трагедия. Когда безземельные крестьяне уезжали – это вспоминается как самое страшное время. У них даже слово есть – campanilismo – прявязанность к родной колокольне.

Уходящее (или ушедшее) со сцены поколение, те самые убогие "совки", не отдыхавшие в Анталии, не благоухавшие парфюмом, не "управлявшие мечтой", а управлявшие в лучшем случае "жигулями", те самые совки , жившие в "панельках" "сносимых серий" , все эти "совки" в растянутых свитерах или мосшвеевских неказистых пиджачках, все они вместе со своими тётками, не ведавшими ботокса, «уколов красоты» и шоколадных обёртываний, - все они были гораздо более гражданами мира, чем нынешние. Потому что они были кровно связаны со своей землёй, верили в её будущее и для него работали.

Вернёмся, впрочем, к тем ребятам, которых послали учиться в заграницы. Что с ними будет в будущем? Заглянуть в будущее мы не можем, а вот в прошлое – вполне даже реально. Такое уже было в нашей истории. 18-й век, не так уж и далеко, множество свидетельств. И очень поучительно. Недаром, римляне говорили «historia est maestra vite» - история – учительница жизни. Об этом в следующий раз.
Subscribe

  • ЗАСТАВИТЬ ВСЕХ ПРИВИТЬСЯ ОТ КОВИДА

    Опять заболеваемость ковидом пошла вверх, словно в довакцинные времена. Люди реально болеют и умирают; теперь уже у каждого есть какие-то…

  • ОТКУДА ВЗЯТЬ СЕЗОННИКОВ?

    Вице-премьер Виктория Абрамченко поручила Министерству труда, Министерству внутренних дел и Министерству сельского хозяйства проработать вопрос о…

  • ЧТО Я ПОМНЮ О ЕЛЬЦИНЕ

    По телевизору казённые торжества по случаю 90-летия Ельцина. Путин произнёс прочувствованную речь: «Что отличало Бориса Николаевича - отличало…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 241 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • ЗАСТАВИТЬ ВСЕХ ПРИВИТЬСЯ ОТ КОВИДА

    Опять заболеваемость ковидом пошла вверх, словно в довакцинные времена. Люди реально болеют и умирают; теперь уже у каждого есть какие-то…

  • ОТКУДА ВЗЯТЬ СЕЗОННИКОВ?

    Вице-премьер Виктория Абрамченко поручила Министерству труда, Министерству внутренних дел и Министерству сельского хозяйства проработать вопрос о…

  • ЧТО Я ПОМНЮ О ЕЛЬЦИНЕ

    По телевизору казённые торжества по случаю 90-летия Ельцина. Путин произнёс прочувствованную речь: «Что отличало Бориса Николаевича - отличало…