На мои заметки откликнулись десятки комментаторов, а я-то, по правде сказать, думала, что все в отпуске!
Удивительное дело, некоторые мои друзья вычитали в моих заметках вот что: частный бизнес в принципе нигде и никогда не способен создать большое и серьёзное предприятие. Может быть, я невнятно выразилась, но мысли у меня такой не было и близко. Я хоть и не жила и не работала на Западе (а равно и на Востоке), но всё же осведомлена, что в развитых странах огромное количество ведущих мировых фирм – это чисто частные компании. Частные в смысле отсутствия государственного участия. Это безусловный факт.
Даже в Италии, где экономика вообще сильно огосударствлена, такая важная компания, как ФИАТ, - чисто частная, принадлежит потомкам её создателей. Конечно, она очень срощена с государством, и ей дозволяется порой то, что абы кому не положено: например отправлять на досрочную государственную пенсию людей, увольняемых в кризис, чтобы не платить им пособия, т.е. перекладывать свои проблемы на налогоплательщиков. Но это – детали. Кстати, нравы там вполне социалистически-бюрократические. Это я знаю по опыту: компания, где я работала, на 70% принадлежала ФИАТу. Ну, ФИАТ – это, понятно, - гигант.
А вот северо-восток страны – это царство мелко-средних компаний. Часто семейных, иногда начатых одним человеком. Компаний очень шустрых, креативных, изобретательных, невероятно гибких. Именно они делают великолепную итальянскую обувь, ювелирку, мебель и всё то, что принесло славу марке «made in Italy». Четверть века назад, познакомившись с этой породой людей, я стала завзятой либералкой. Признаюсь, и сегодня дух либерализма, частной инициативы И мнилось мне тогда: вот разрешат у нас предпринимательство – частное! Свободное! – вот тогда и у нас разом появятся мириады таких вот шустрых, креативных, инициативных. Всего делов-то – разрешить. ПризнАюсь: мне и сегодня душевно близок дух либерализма – экономического творчества, личной выдумки и инициативы. Личной ответственности и личного риска. Своя игра. Езда не по кем-то проложенным рельсам, а по бездорожью, по морю, по океану. Завязнешь, утонешь? Зато и поймёшь, чего стОишь. Только вот не разрешали этого в совке. Всем было предписано сидеть по своим клеточкам и ходить, как шахматным фигурам, по заранее определённым правилам.
И вот – разрешили это самое экономическое творчество. И ничего такого, о чём мечталось, не появилось. Вот об этом я и пишу, здесь отправная точка моих рассуждений – не только в этих заметках, а и во всех остальных тоже. Вообще, мысль моя и писания – сугубо домашние (на то я и Домашняя Рысь). Я не гражданка мира, даже и за границей, хоть и люблю бывать, но подолгу не живала. Ежели и пишу что о загранице, то только применительно к нашей, российской, жизни, сама по себе она мне не особо интересна. А уж рассуждать о том, что надо и что не надо всему человечеству – это совсем не мой случай, масштаб и замах. Человечество само разберётся, что ему нужно, а не разберётся - так Америка поможет чем-нибудь гуманитарным – продовольствием там, или бомбардировками…
Вообще, с течением времени понимаешь: экономические, политические структуры, какая и сякая организация жизни, в том числе и хозяйственной, – это вторично. Первичен – народ и его характер. Это – первореальность, которая в основе всего. Кому-то подходят такие структуры, кому-то другие. Ни одни сами по себе не лучше других. Просто одним они подходят, а другим нет. Заимствовать можно, но только то, что подходит, что сродственно народному духу. А если заимствовать неподходящее – выйдет пародия и сущая ерунда. Ещё дедушка Лебон говорил: «Народы не властны в своих учреждениях». Правильно говорил.
Критерием успешности народа является не наличие парламента (и даже вообще писаной конституции), не та или иная организация выборов, не уровень национализации или, напротив, приватизации экономики. Критерием является жизнь народа: как он питается, одевается, внёс ли он вклад в культуру, здоровы ли его дети, хорошо ли учатся, трудолюбивы ли и трезвы взрослые, крепки ли семьи. Строят ли красивые дома? Рисуют ли замечательные картины? Создают ли выдающиеся книги? Творчество и развитие – вот универсальный критерий.
Очень полезно задаться таким вопросом: в какие исторические периоды всё это осуществлялось в наибольшей степени в жизни ДАННОГО народа и посмотреть, какие именно экономические и политические структуры тогда были. Вот они, скорее всего, и есть самые подходящие для данного народа. Не для соседнего – для этого!
Более того, у каждого народа, как и каждого человека, есть некое данное Богом задание. Некий свыше определённый путь. Идя по этому пути человек и народ достигают успеха, самоуважения, величия. Если взять жизнь отдельного человека, то ведь критерием ценности его жизни является не то, сколько он заработал или как высоко протырился по служебной лестнице, где он жил, на чём спал или сколько навесил на свою подругу жизни «лучших друзей девушек». Критерий – выполнение своего предназначения, которое, конечно, ещё и разгадать надо. В любом случае, это творчество, созидание. В какой форме – вот это у каждого своё. Когда говорят, что-де «всё это очень субъективно», то это просто попытка заболтать истину. Предназначения могут быть разными, но они всегда находятся в сфере созидания, творчества – хозяйственного, научного, технического, любого. Жизнь разрушительная или просто потребительская удовлетворения не приносит, и это видно хотя бы по тому, как растёт алкоголизм, наркомания и прочие прелести.
Ровно то же самое относится и к народу – коллективной личности. Если роль какого-то народа среди других народов мира становится важнее и значительнее, если вклад его в цивилизацию растёт, если люди становятся умнее и здоровее, если родится больше детей, если люди уверены в своём будущем и смотрят в него с оптимизмом – значит, народ идёт по правильному пути. Значит, его строй – политический, экономический и всякий прочий – правильный. Не вообще правильный, не универсально правильный, а для него, для этого народа, правильный. Суббота для человека, а не человек для субботы. Любой строй это инструмент, а не цель.
Наш народ и наша жизнь за последние двадцать лет развёрнутого строительства капитализма и рыночной демократии западного образца, технически одичал, обезручел, прекратил всякую созидательную работу и живёт проеданием ресурса. Природного и созданного прошлыми поколениями. Аварии и катастрофы вошли в быт – и они будут неизбежно нарастать, поскольку техническая инфраструктура изнашивается, а специалистов становится всё меньше, они не воспроизводятся. В научных коллективах сидят деды 60-ти с лишним лет, либо зелёная молодёжь, которая к тому же активно крутит головой в поисках чего позавлекательнее. С.Г. Кара-Мурза прав, когда говорит, что мы как народ опустились ниже собственной технической инфраструктуры.
Может, культурные какие-нибудь достижения наблюдаются? Ну, там в живописи, в архитектуре, литературе, в музыке? И этого вроде не видать: всё перепевы и вольные переводы «с западного». Мы превратились в страну заштатного, периферийного капитализма, в сырьевой придаток и культурную провинцию Запада.
И при всём при этом капитализм, демократия, частная собственность и приватизация – всё это продолжает считаться необходимым делом и необсуждаемым благом. Вот я и пытаюсь обсудить вопрос, который даже не ставят: а кто сказал, что частная собственность в нашем народе работает лучше, чем собственность госуарственная, которую так энергично разрушили двадцать лет назад и продолжают рушить сейчас? Кто сказал что частник эффективнее, чем наёмный служащий? Странным образом, все в это верят, но никаких аргументов кроме «все это знают» - в наличии не имеется. Вот я и начала обсуждать эту тему.
Начала я с самого низа – с кустаря-одиночки, с фрилансера, т.е. с человека, который в частным порядке трудится на себя, а не «на дядю». Никакого особого качества и эффективности он, как оказалось, не являет. На очереди вопрос о предпринимателе: лучше ли предпринимает тот, кто предпринимает в свой карман, чем тот, кто предпринимает от имени собственника? Я хотела обсудить этот вопрос сегодня, но мне захотелось сделать это маленькое отступление под влиянием моих читателей-друзей. Большое им всем спасибо!
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →