?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Flag Next Entry
ВЕСТИ С ОСТРОВА СВОБОДЫ - часть 2
рысь
domestic_lynx
АНТИДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ЛЕПНИНА И ЗАГАДКА КАПИТАЛЛА

Живут кубинцы в деревенских домиках не слишком опрятного вида, а в городах – в стандартных четырёхэтажках. Сделаны они из блоков с пылящей поверхностью, отчего всё строение со временем приобретает крайне обшарпанный вид. Но, говорят, там есть современные удобства, не всегда, впрочем, исправно работающие. Повсюду сушится бельё: при местной влажности всё высыхает гораздо медленнее, чем у нас. Слава богу, климат такой, что топить не требуется, окна одинарные, а кое-где и вовсе выбиты и заменены решётками – от воров. Самое ходовое преступление, как говорят местные, - квартирные кражи. Как-то зимой была природная аномалия: температура упала до +0,6 гр.С – это был страшный мороз, о котором будут вспоминать ещё долго. Но в норме температура около +25. Это конечно, спасает от полного разложения ЖКХ.

В Гаване много чудесных домов колониального испанского стиля, местной разновидности art nouveau, построенных в конце XIX – начале ХХ века. В них тоже живут обычные трудящиеся. Больно смотреть, насколько они запущенны и обшарпаны, эти чудесные строения. Собственно, такая же история была (и во многом осталась) в Москве, где бывшие доходные дома, изначально предназначенные для буржуазной публики, были после революции национализированы и превращены в коммуналки. Эстетика там во внимание не бралась: была бы крыша над головой. Помню, в 70-е годы моя подруга жила на тогдашней Метростроевской, ныне «Золотой миле», в подъезде, где сохранились осколки былых витражей, а в просторном парадном был сколочен из неструганых досок щелястый сарай с навесным замком, где дворничиха хранила инвентарь.

Такое положение неизбежно: красоты архитектуры, по крайней мере, жилой, могут существовать только тогда, когда есть прослойка богатых людей. Нет её – и красота гибнет. Даже если эти дома отремонтировать и реставрировать (чисто умозрительная гипотеза) – жильцы не смогут этого оценить, а уж тем более поддерживать. Лепнина в стиле барокко – явление по существу вещей антидемократическое. В Перу, в Лиме, я видела такие же дома в превосходном состоянии, но там в них живёт gente de plata – «люди серебра», по местному выражению. Бедные в Лиме живут в бетонных самодельных коробках, хаотично и неопрятно надстраиваемых, а нищие – так и вовсе в деревянных и картонных ящиках, покрытых полиэтиленом, в так называемых «фавеллах», которые окружают любой латиноамериканский город. Это настоящее дно: без просвета, надежды и перспективы. Этих людей как бы нет: они родятся и умирают на дне, порой даже не обретя документов. Это бедность капиталистическая, в которую Куба может легко свалиться, но старается всеми силами избежать этой участи.

На Кубе фавелл нет, там у каждого, похоже, есть нормальное жильё, и это громадное социальное достижение. Жилой фонд принадлежит государству, как у нас при советской власти. Но квартиру можно выкупить в собственность, платя небольшие помесячные взносы. Квартиру можно унаследовать. А вот продать – нельзя. Свободно отчуждать жилплощадь граждане не имеют права, могут только поменять. В принципе могут построить дом, но стройматериалы по цене недоступны. В самое последнее время им разрешено квартиры продавать, что народ встречает с энтузиазмом. Например, ты уезжаешь куда-то на другое место жительства – и продаёшь квартиру.

Вероятно, в будущем (я предполагаю) они смогут получать кредиты под залог квартиры, так что фактическая приватизация жилья может подтолкнуть развитие свободного предпринимательства. Моё предположение смыкается с точкой зрения перуанского экономиста Фернандо де Сото. Он вообще возлагает на формальное закрепление частной собственности на жильё в странах Латинской Америки огромные надежды – мне кажется, сильно преувеличенные. (В условиях Перу речь идёт главным образом о легализации самостроя). Де Сото считает, что под залог жилья можно будет получить тот капитал, которого так остро не хватает для развития мелкого и среднего предпринимательства – основы рыночного развития нации. Его книжка так и называется – «Загадка капитала: почему капитализм торжествует на Западе и проваливается во всех других местах?». Оттого проваливается, - поясняет Дон Фернандо, что нет внятной собственности на недвижимое имущество.

Вполне возможно, приватизация жилого фонда и подтолкнёт предпринимательство, но всё-таки мне кажется, что отгадку загадки капитала Де Сото ищет не там. Она не в наличии достаточной залоговой массы, а в том, что отец политэкономии Вильям Петти назвал отцом всякого богатства – в труде. В готовности и способности народа трудиться. Притом трудиться определённым образом. Даже не в предприимчивости как таковой, как принято думать, а именно в труде. Народ готов к капиталистическому развитию, когда готов трудиться за малую денежку, когда ценность заработка для него выше ценности покоя и досуга. Именно об этом толковал когда-то Макс Вебер в знаменитой «Протестантской этике». Капиталистическое развитие возможно и успешно, когда человек продолжает работать, даже заработав на свои базовые потребности. У нас, русских, этого нет самым явственным образом. А вот у китайцев есть.

ТРУД ВЫГОДНЫЙ И НЕВЫГОДНЫЙ

Как с этим на Кубе? Вроде бы сегодня кубинцы остро нуждаются в заработке, но той муравьиной трудовой суеты, которую повсюду видишь в Китае и в Корее, на Кубе нет. Народ по-латиноамерикански медлителен, задумчив, нетороплив, неточен, хотя и очень улыбчив и дружелюбен. Что такое латиноамериканский «маньянизм» (от слова manana – “завтра»), я знаю не понаслышке. Всё откладывается на завтра, с завтра на послезавтра, а потом и вовсе забывается. У меня есть малюсенький бизнес по поставке всякой экзотики из Перу, так вот наших контрагентов иной раз невозможно побудить сделать ряд вполне алгоритмических шагов на пользу СОБСТВЕННОГО кармана. Всё им «маньяна». Так что задумчивость здешних трудящихся лично меня не поражает. Климат, верно, такой. Сами они говорят, что зарплаты настолько малы, что не вызывают трудового энтузиазма. Работай-не работай – всё одно. На самом деле это, конечно, не так, не может быть так, и нигде оно не так, но таково распространённое мнение.

Самая доходное и желанное занятие – при иностранцах. Ну, разве что ещё военная карьера: там через год дают жильё и талоны в какие-то специальные магазины, где можно купить что-нибудь электрическое, простому человеку недоступное.

Но кто знает языки - все стараются пристроиться в туристический бизнес. Ровно то же было и у нас в 80-е годы, когда переводчик при заезжих коммерсантах за день иной раз получал больше, чем совслужащий за месяц; потом всё, конечно, уравновесилось. Сейчас на Кубе стали появляться туристы из России, и их всё больше, так что растёт спрос на тех, кто когда-то учился в СССР и знает русский. Срочно открываются курсы русского языка. Работу гида многие предпочитают любой иной. Наш гид по профессии геолог-нефтяник, учился в 80-е годы в Баку. На Кубе добывается нефть, есть и нефтепереработка, горят там и сям факелы, сжигающие попутный газ, но гидом работать доходнее, да и почище. В другом автобусе, где ездила вторая половина нашей группы, гид, красивый негр, - лётчик, учившийся, представьте себе, в Якутске. Лётчик-расстрига плаксиво жаловался на Россию: вот-де кормили-кормили, да и кинули. В 80-е-то годы все продукты были из Советского Союза, и всё было хорошо, и Куба была почти что заморская союзная республика. А теперь что? Понять их чувства можно, но всё-таки за четверть века можно как-то помочь себе, хотя бы в рассуждении чего бы покушать. Но хватились почему-то буквально в самое последнее время, когда к власти пришёл Рауль Кастро ( около четырёх лет назад).

Вообще, всякая помощь кому бы то ни было (хоть родственникам, хоть взрослым детям, хоть целым народам) – крайне вредна и опасна для получателей помощи. Помощь бедным увеличивает их количество, - открыл поп Мальтус ещё в начале XIX века. Получая дармовые пироги да пышки, простой человек формирует в своей голове совершенно ложную картину мира и собственного места в мироздании. Он немедленно начинает считать себя крайне ценным, а подателя субсидий – навеки обязанным. Прекращение помощи приводит к фрустрации и мировоззренческому кризису.

ПОМОГИ СЕБЕ САМ

Есть ли на Кубе предпринимательство?
Есть. Но это предпринимательство выживания, а не роста и развития. Впрочем, слова «выживание», ставшее столь популярным у нас в 90-е годы, я от них не слыхала. Даже слова «кризис» они не употребляют – официально это называется «особый период революции в мирное время», а житейски – «трудности». «Ненастную погоду надо встречать с улыбкой» – согласно местной поговорке. И они встречают.

Сколь я могу судить по разговорам с кубинцами, государственная служба, а при классическом социализме все так или иначе на госслужбе, нужна им для получения продуктовой карточки и оплаты продуктов по ней (цена символическая – 2 кука за всё- про всё) и плюс к этому некоторое количество «деревянных» песо нужно для оплаты коммунальных услуг. По продовольственной карточке они получают продуктов примерно на полмесяца еды, остальное вынуждены добирать на свободном рынке за конвертируемые песо, так называемые куки (кук примерно равен евро). Собственно, всё сколько-нибудь ценное – еда, одежда, какая-никакая техника – продаётся только за куки. А куки каждый зарабатывает как может.

Некоторые просто выпрашивают у иностранцев: любой туристический автобус сразу собирает вокруг себя ловцов «матпомощи». Гиды, вообще все работающие с иностранцами, занимают активную жизненную позицию в отношении чаевых: не ждут, а требуют. Горожане берут деньги с иностранцев за указание дороги. Мы поначалу изумились, а потом ничего, привыкли.

Кто-то продаёт по сторонам шоссе бананы – целыми громадными гроздьями. Бананы маленькие и очень вкусные, не то, что крупные, которые доходят до Москвы, те считаются у них овощными, вроде картошки; впрочем, у них есть и сладкая картошка. За один кук дают большую гроздь бананов. Предлагают и мёд в пластиковых бутылях. Вроде как у нас старушки торгуют, да и всегда торговали, при самой наисоветской власти, плодами местного земледелия. Но этих торговцев странно мало и фрукты они предлагают какие-то не особо разнообразные. Можно было бы и насушить, и варенье сварить, и мармелад какой-нибудь замутить вроде вкуснейшей тульской белёвской пастилы. То ли спрос мал, то ли не раскрутились ещё… Во всяком случае, когда подъехал автобус с нашими продавцами – расхватали всё подчистую.

Учителя, рассказывали мне, дают частные уроки для тех, кто готовится поступать в институт или просто плохо успевает. Частный урок стОит тоже один кук.


При этом оказывать какие-то дополнительные услуги приезжим особо не бросаются. Я предложила нашему хорошему и весёлому гиду, познакомить меня с людьми малого бизнеса - за деньги, разумеется – он, к изумлению моему, не прельстился. Пришлось мне действовать самостоятельно.


Буду цитировать. Спасибо

Вообще, всякая помощь кому бы то ни было (хоть родственникам, хоть взрослым детям, хоть целым народам) – крайне вредна и опасна для получателей помощи. Помощь бедным увеличивает их количество, - открыл поп Мальтус ещё в начале XIX века. Получая дармовые пироги да пышки, простой человек формирует в своей голове совершенно ложную картину мира и собственного места в мироздании. Он немедленно начинает считать себя крайне ценным, а подателя субсидий – навеки обязанным. Прекращение помощи приводит к фрустрации и мировоззренческому кризису.

Re: Буду цитировать. Спасибо

И еще - губит на корню местную традицию заработка - хоть то же сельское хозяйство.

интересно, а есть у них такое явление как дачи-огороды? Расти то по идее должно нехило, по нескольку урожаев можно снимать.

Что-то сажают - видела. А вот дача это или нет - не знаю. Растёт хорошо: тепло и влажно.

> Такое положение неизбежно: красоты архитектуры, по крайней мере, жилой, могут существовать только тогда, когда есть прослойка богатых людей.

это ошибочное предположение, богатеи для эстетики не нужны.
обычные колхозники в голландии живут в полной эстетике, каким бы маленьким ни был дом.

В Голландии, Германии, Швейцарии эстетика скорее уюта и опрятности, а не чего-то художественного. Мне нравится нем-гол эстетика, но я о другом.

"Народ готов к капиталистическому развитию, когда готов трудиться за малую денежку, когда ценность заработка для него выше ценности покоя и досуга. Именно об этом толковал когда-то Макс Вебер в знаменитой «Протестантской этике»."

Да-да, "хлеба не надо - работой живы" - самая что ни на есть протестантская.


«Капиталистическое развитие возможно и успешно, когда...»
...когда страна на предыдущем историческом этапе железом, кровью и всякими мерзостями выгрызла себе место в ядре мировой капиталистической системы, а не на периферии.
Ну или смогла успешно присосаться к той, которая - см. предыдущий вариант.
Странам капиталистической периферии по большому счету не светит ничего, несмотря на любой прилежный труд.

Менталитет народа здесь если и важен, то очень сильно связан с указанными геоэкономическими и геополитическими условиями. Причем как прямыми, так и обратными связями, и что на что влияет - вопрос нетривиальный.

Да, вопрос, что первично и что на что влияет - крайне интересен.

Утомил уже Вебер со своим протестантизмом. Люди тысячелетиями ценили, одни - власть, другие славу, третьи величие, четвертые Истину (или ее поиск), пятые покой, шестые искусство и так далее. Были, конечно, и те, что ставили выше всего богатство. Пришли попы-реформаторы и в своих целях внедрили установку, которая по вкусу пришлась именно последним, коих среди плебса много. Норот стал работать как не в себя и построил нечто - процветающий капитализм или как его не назови, неважно. Важно, что он стал неким эталоном. Почему? Да потому что таких убогих духом большинство, а демократизация (не политическая, а де-факто) и развитие СМИ сделали их голос слышным и даже превалирующим.
Со стороны интеллигентного сословия индоктринация "капиталистического развития" - лукавство и может быть объяснено лишь (пропагандистской?) целесообразностью. Нормальный, в смысле не средний, а просто мыслящий свои умом и не зазомбированный пропагандой человек всегда предпочтет покой и досуг. Капиталистическое развитие не может дать счастья. Не потому что оно плохое, а потому что оно находится совсем в другой сфере, в сфере, результатом которой может быть комфорт, но он слабо связан со счастьем. Но этих выродков, которые сознательно, панимаищь, не хотят ценить заработок выше покоя и досуга, мало. Но остается ещё немалое количество людей, целые народы, которые до сих пор не прониклись уважением к "капиталистическому развитию" лишь по причине их запрограммированности иным укладом. Это - лакомый кусок для миссионеров от протестантских ценностей. Перепрограммировать робота, тем более в массовом масштабе, гораздо легче, чем научить думать и сознательно выбирать свою судьбу. Русских пока спасает "глубинка", кубинцев - господствующая идеология. Но прогнозы неутешительны, модернизация несомненно поглотит и их.

Отличный коммент!

протестантская этика

В русской литературе есть два известных персонажа: Обломов и Штольц, два друга детства вели совершенно разные образы жизней. Штольц по-протестантски бегал за денежками и имел успех, а Обломов, будучи помещиком, был и так обеспечен, хотя и скудно. И не стал суетиться, даже когда Штольц его начал тормошить - зачем, когда и так все есть.
И я за собой давно заметил, что я - Обломов. Хотя и частный предприниматель, но работаю столько, чтобы хватало на достаток и еще столько же в запас. Копить деньги ведь бессмысленно на будущее - пропадут. Современные деньги - средства обмена, но никак не средства накопления, не надо себя обманывать. Но кубинцы, по-моему, ведут себя как паразиты откровенные, мне это не совсем приятно - стыдно все-таки должно быть. Не собес...
Хрущев ведь сказал Фиделю, что МЫ подтянем Кубу к уровню потребления СССР, за счет остальных граждан СССР.
Кубинцам понравилось...

Edited at 2012-10-17 02:18 pm (UTC)

Re: протестантская этика

"Обломов" - книжка хороша только там, где касается жизнеописания Обломова. Его образ у Гончарова получился потому, что он писал его с себя. А вот Штольц неубедителен, чем конкретно, каким общественно-полезным трудом он нажил деньги? Ищите, во всей книге не сыщете, так с какой стати он пример?
Гончаров был либералом и его мечты о правильном бизнесмене Штольце из той же оперы что и идеализация невидимой руки рынка постсоветскими либералами - типа, рынок придет, все расставит на места и мы начнем работать на себя в комфортабельных офисах и тогда-то заживем. Результат известен.

"...температура около +25. Это конечно, спасает от полного разложения ЖКХ..."

ну, ну.

при высокой температуре и влажности железо (трубы, бишь) ржавеет прекрасно.

Зато топить не надо.

Спасибо, 1 и 2 часть прочел с интересом.

Будет ещё продолжение.

Счастливые люди.
Могут жить в квартире на последнем этаже без крыши.

Кстати, к нам постоянно цеплялись с предложениями впарить сигар из банановой кожуры и мало ли ещё чего.
Так что, малый бизнес у них вполне так..

***

"Капиталистическое развитие возможно и успешно, когда человек продолжает работать, даже заработав на свои базовые потребности. У нас, русских, этого нет самым явственным образом. А вот у китайцев есть".

По мнению ряда аналитиков капиталистическое развитие возможно и успешно -- когда есть НЕкапиталистические регионы, в которые можно, с одной стороны, осуществлять экспансию, а с другой -- экспортировать собственную инфляцию и прочие проблемы. Если это утверждение справедливо, то капитализм можно рассматривать как заведомо паразитическую схему, в которой незначительное количество дармоедов эксплуатирует остальную часть общества. И вот этого у русских, действительно, -- самым явственным образом нет. Есть выродки, которые продали свои души за банку варенья и корзину печенья, и может казаться что этой публики много. Но статистически все они лишь трава на поле боя...

Надеюсь, придёт тот день, когда Вы перестанете проецировать характеристические качества той гнили, которая всегда всплывает при сотрясениях, на весь РУССКИЙ НАРОД.


***

"...всякая помощь кому бы то ни было... – крайне вредна и опасна для получателей помощи".

Как говорят в Одессе, Вы путаете Бабеля с Бебелем. Необходимо различать помощь и подачки. Помощь -- это ответственность. А "дармовые пироги да пышки" -- это подачки. И если нравственность человека на том уровне, что позволяет ему опуститься до того, чтоб делать подачки, то нечего удивляться, что его, в результате, считают обязанным продолжать эти подачки подбрасывать. За всё приходится расплачиваться.

китайская мудрость

Как там китайцы сказали - "не надо помогать рыбаку рыбой, нужно помочь ему удочкой" (то бишь дать удочку).

И то и другое - есть помощь в самом открытом виде, но результат разный.
Нельзя говорить, что алкаши-родичи всё пробухают и толку не будет от помощи, если даёшь им денег на пару бутылок. А что с ними ещё можно сделать? Такая "помощь" пользы не приносит. А если их пристроить к делу, устроить куда-либо и т.п. реальный толчок/пинок/объяснение в нужную сторону, то это и есть та самая помощь, которая требуется. (хотя индивиды бывают разные и потребности у них тоже, поэтому здесь вопрос усложняется из-за личных склонностей)

Советский анекдот

Советские инженеры придумали новый парашют, а испытывать боялись. Ну и... поймали какого-то деревенского мужика, который пас коров возле аэродрома и говорят ему:
- Слушай мужик, есть классное предложение (Бонусная Акция!:), прыгаешь с самолета с нашим парашютом, считаешь до 10ти, дергаешь кольцо, парашют раскрывается, ты плавно опускаешься на поле, и тут мы дарим тебе новую особоудойную корову. Согласен?
Ударили по рукам. Мужик прыгнул с самолета, досчитал до10ти, дернул за кольцо, а парашют не раскрылся. Вот он летит и думает:

Та-ак... с парашютом нае...обманули, посмотрим что с коровой будет...

Это я к тому, что ПРОТЕСТАНТСКУЮ ЭТИКУ здесь уже извратили, и, судя по всему, Кубу ждет таже участь - ОБГАДЯТ... наши доморощенные, "обломовы" и обыватели, и ихние, заморские забугорные "френды-злопыхатели".

Но ниче... Большой Православный Воин следит за вами, и предупреждает: "Куба - Любовь Моя!" И тем, хто щаз поостережется лапать Кубу своими липкими лапками - меньше пилюлЕй достанется, вскорости. Прям щаз, сорри, не могу - работать нада. ПотерпИте. Немного.

Re: Советский анекдот

Работайте-работайте! Мне, в принципе, тоже надо бы поработать.

ещё на Кубе гаишники боятся брать взятки.
но берут, если даёшь - руки трясутся, оглядываются, стесняются.

Я с ними не сталкивалась, понятно. Но, говорят, коррупция есть, и с нею борются. Вряд ли успешно, но мне лично про это неизвестно.

НАСТОЯЩАЯ ПРОТЕСТАНТСКАЯ ЭТИКА I

Ну, Ок. Поговорим о протестантской этике. Но не на основе Вебера, которого я не читал, и поэтому, супротив приевшейся совковой традиции, обсуждать не буду, а на ПЕРВОИСТОЧНИКЕ, который только и признают протестанты, на Евангелии и на собственном опыте общения с протестантами. Собсна, это очень широкая тема и пока ограничимся тока одним волнующим здесь, в этой теме, многих, одним аспектом ПРОТЕСТАНСТВО и ДЕНЬГИ, который здесь БЕЗБОЖНО и неоднократно извратили, в особо циничной форме.
ДЕНЬГИ КАК МЕРИЛО ИСТИНЫ
Именно так они выглядят в протестанстве, в современных, доступных мне, в повседневной жизни в Украине, формах протестантской этики.
Конечно этот тезис нужно было бы если не доказать, то хотя бы объяснить, что я сейчас из-зделаю. Но сначала немного истоии. Надо сказать, что далеко не все о чем предрекал Христос сбылось. И главное, чего не сбылось пока, это ТО, что вопреки тому, что он недвусмысленно сказал, что: "Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине" Истину благополучно похерили, т.е убрали гностиков, а Дух приватизировали, священники.
Т.е что должно было быть в Истине? Религия должна была совпасть с Наукой, со Знанием, но восторжествовала формула Тертуллиана: "Верую, ибо абсурдно", гностиков почистили и уже никто не напоминал, что христианство в 1веке, было гностическим, т.е начиналось оно, как Учение и Знание. И когда в средние века появятся Протестанты они смогут взять с собой в руководство ТОЛЬКО ПИСАНИЕ. Ну, а как же быть с Истиной? Оказалось, что в Писании таки есть кое-что. А именно следующий текст: "И учил их притчами много, и в учении Своем говорил им: слушайте: вот, вышел сеятель сеять; и, когда сеял, случилось, что иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то. Иное упало на каменистое место, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока; когда же взошло солнце, увяло и, как не имело корня, засохло. Иное упало в терние, и терние выросло, и заглушило семя, и оно не дало плода. И иное упало на добрую землю и дало плод, который взошел и вырос, и принесло иное тридцать, иное шестьдесят, и иное сто. И сказал им: кто имеет уши слышать, да слышит! Когда же остался без народа, окружающие Его, вместе с двенадцатью, спросили Его о притче. И сказал им: вам дано знать тайны Царствия Божия, а тем внешним все бывает в притчах; так что они своими глазами смотрят, и не видят; своими ушами слышат, и не разумеют, да не обратятся, и прощены будут им грехи. И говорит им: не понимаете этой притчи? Как же вам уразуметь все притчи? Сеятель слово сеет. Посеянное при дороге означает тех, в которых сеется слово, но к которым, когда услышат, тотчас приходит сатана и похищает слово, посеянное в сердцах их. Подобным образом и посеянное на каменистом месте означает тех, которые, когда услышат слово, тотчас с радостью принимают его, но не имеют в себе корня и непостоянны; потом, когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняются. Посеянное в тернии означает слышащих слово, но в которых заботы века сего, обольщение богатством и другие пожелания, входя в них, заглушают слово, и оно бывает без плода. А посеянное на доброй земле означает тех, которые слушают слово и принимают, и приносят плод, один в тридцать, другой в шестьдесят, иной во сто крат. И сказал им: для того ли приносится свеча, чтобы поставить ее под сосуд или под кровать? не для того ли, чтобы поставить ее на подсвечнике? Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, и ничего не бывает потаенного, что не вышло бы наружу. Если кто имеет уши слышать, да слышит! И сказал им: замечайте, что слышите: какою мерою мерите, такою отмерено будет вам и прибавлено будет вам, слушающим. Ибо кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет."


Edited at 2012-10-22 11:44 am (UTC)

Re: НАСТОЯЩАЯ ПРОТЕСТАНТСКАЯ ЭТИКА I

И что же?

НАСТОЯЩАЯ ПРОТЕСТАНТСКАЯ ЭТИКА II

Вот это, по сути, и есть основы ПРОТЕСТАНТСКОЙ ЭТИКИ. Протестант верит, что у Бога есть на его счет ОПРЕДЕЛЕННЫЙ ПЛАН, задача протестанта понять и реализовать его и тогда ему ПРИБАВИТСЯ. Т.е деньги, богатство и "другие пожелания" - не самоцель, а БОНУС к его, протестанта, САМОРЕАЛИЗАЦИИ. Заметьте САМОРЕАЛИЗАЦИИ, а не коллективной. Вот это всё и легло в основу т.н КАПИТАЛИЗМА. Деньги - мерило Истины, признак того, что Человек на Истинном Пути. Протестант не обязательно должен быть богатым, но должен ОБЯЗАТЕЛЬНО не быть бедным. Вот - НАСТОЯЩАЯ ПРОТЕСТАНТСКАЯ ЭТИКА.

Ну и что тут особенного? Идея самореализации не редкость, ПРИЗВАНИЕ, ТАЛАНТ - все это играло роль и в Союзе. На первых этапах. Но затем никто уже не вспоминал про талант, про призвание, шли туда, где выгодней, в торговлю, били баклуши в КБ и НИИ, т.е ЗАРЫВАЛИ ТАЛАНТ В ЗЕМЛЮ. Какое призвание? Нужно идти туда, где больше платят или где делать ничего не надо. А с таким подходом невозможно построить нормальное общество, ни социалистическое, ни капиталистическое. ОБЩЕСТВО ВОИНСТВУЮЩИХ ОБЫВАТЕЛЕЙ - это ОНО, вот, во что выродился совок, да и Запад к этому идет.

Re: НАСТОЯЩАЯ ПРОТЕСТАНТСКАЯ ЭТИКА II

А мне кажется, у Бога есть план на каждого. Правда.