КУШАТЬ ХОЧЕТСЯ
Молодой росток экономической свободы, который проклёвывается самым первым, это общепит – шашлычные, кафе, рестораны, забегаловки всякие. Знаменитый Ли Якокка, автор классической книжки «Карьера менеджера», писал: не стань он топ-менеджером автопрома – сделался бы владельцем сети закусочных. Это беспроигрышно: есть или просто пить кофе за разговором люди хотят везде и всегда. Как этого не хватало когда-то в Советском Союзе! И с какой радостью встречалась у нас в конце 80-х весть: вот открылось первое кооперативное кафе на Кропоткинской. Обсуждалось, словно спутник запустили, – дивный знак новой жизни. В то давнее кооперативное кафе (по существу ресторан) повадились служащие итальянского посольства, расположенного рядом в переулке: для советских было дорого.
Кубинские реформы начались с того, что заведения общепита стали передавать в руки кооперативов. Кооператив образовывали трудящиеся того же ресторана. То есть, по-нашему говоря, трудовой коллектив берёт в аренду своё заведение. В конце прошлого года было объявлено о намерении передать в аренду 1 000 предприятий общепита – не слишком много, но лиха беда начало.
Это, безусловно, правильное и дальновидное решение – предоставить эту сферу деятельности рынку. Услуги общепита – это продукт, который с лёгкостью производится свободным рынком и с невероятным скрипом – государством. Государству легче построить космодром, чем наладить сеть сносных закусочных. Собственно, советская интеллигенция сформировала своё убеждение в тотальной антиэффективности государственной экономики, глядя на работу отечественного общепита и бытового обслуживания; иное просто было скрыто от непосредственного наблюдения. Эти отрасли, действительно, не даются государству – с ними неизмеримо лучше справляется рынок.
А вот что вызывает сомнение – это передача заведения кооперативу трудящихся. Такие опыты производились у нас – и почти все провалились. Психология наёмного работника и психология предпринимателя – это совершенно разные вещи (отсюда учение об «антагонистических противоречиях»). Трансформация вчерашнего трудящегося в хозяина невозможна в одночасье. Трудящийся ориентирован на то, чтобы меньше работать и больше получать «здесь и сейчас»; хозяин - на то, чтобы позволить выжить и развиться бизнесу. Представление о том, что главное для него выколотить прибыль «на карман» - из арсенала советского агитпропа. Конечно, он работает ради прибыли, но в начале пути о прибыли и речи нет, и ему приходится платить всем, кроме себя. Основатели великих капиталистических династий прошлого почасту держали впроголодь семью, чтобы вложить деньги в бизнес. Трудовой коллектив, составленный из официантов и судомоек, на такое, как правило, не способен. В этом причина неуспеха приватизированных трудовым коллективом у нас в России магазинов и парикмахерских. Мне не раз доводилось наблюдать, как загибались они, имеющие льготы по аренде, и как процветали рядом расположенные чисто частные однопрофильные предприятия, не имеющие никаких льгот. Допускаю, что где-то бывает по-другому… Хорошо бы, если так.
Впрочем, Андрес, директор прибрежного ресторана, расположенного в старинном форте, где мы однажды обедали, полон радужных надежд. Ресторан, который прежде не развивался, т.к. всю прибыль подчистую выгребало государство, подготовлен к сдаче в аренду кооперативу – коллективу трудящихся. Они должны единовременно выплатить государству 800 куков и затем будут платить 5% от выручки в качестве налога. При этом они вроде бы не имеют права поднять цены, уволить трудящегося, обязаны платить соцстраху за каждого работника… М-да… Я бы, пожалуй, за такой бизнес не взялась. Вот, например, в ресторанном туалете не было воды (дело здесь нередкое); обходились пластиковыми бутылями, которые откуда-то приносили уборщицы. Кто за это ответствен, кто будет чинить, во что это обойдётся? Обычно в чаду рыночной эйфории таких вопросов не задают; мы их в своё время тоже не задавали.
Нас встречает ни много-ни мало – духовой оркестр. Подмосковные вечера – Катюша – Калинка. Получив заветные куки, готовы играть и играть – они уже вписались в рынок. Спонтанно возникают пляски – то ли русские, то ли кубинские.
Допускаются здесь и частные рестораны. Государство регулирует их размер: поначалу разрешалось до двадцати посадочных мест, теперь – до пятидесяти. Главная проблема частного общепита – низкая платёжеспособность населения: некому по ресторанам разгуливать. Надежда – на иностранцев, хотя, как говорили мне с несколько таинственной интонацией, на Кубе есть богатые люди. Впрочем, многие полагают, что поначалу будут иметь успех скорее не рестораны, а закусочные, гриль-бары, предлагающие, например котлеты. Котлеты (точнее, вероятно, шницель рубленый) на Кубе готовят отменно.
Мясо – свинина. Сейчас разрешается откармливать свиней на продажу, и многие занялись этим делом. Светлая порода свиней – на сало, чёрная – на мясо. Свинки любят плоды местного дерева – символа Кубы - королевской пальмы. Красные такие, красивые ягоды. Я слышала, что индивидуальные животноводы очень эффективны. Хорошо бы не за счёт воровства общественных кормов, как это всегда было у нас – и при советской власти, и после. Это я вполне испытала на себе в нашем ростовском хозяйстве.
ВОДИТЕЛЬ КОБЫЛЫ И ПОГОНЩИК КАБРИОЛЕТА
В конце прошлого года разрешили частный извоз, такси. В результате, предложение таких услуг – огромное. Такси – удивительные: от велорикш до лошадиных повозок, не говоря уж о разнообразнейших антикварных авто. Куба – автомобильный музей под открытым небом. Это стало туристическим аттракционом и широко отражено в открытках, картинках, сувенирах. Новых автомобилей сюда не привозят, а вот старые ездят исправно: и советские «копейки», и даже советские же представительские «чайки», прозванные у нас в своё время «членовозами», и американские красавцы 50-х годов. Откуда берут запчасти – неясно, вероятно, изготовляют сами кустарным способом. Знающие люди говорят, что в старинных автомобилях запчасти довольно простые; впрочем, сама я в этом ничего не понимаю.
Мы с дочкой прокатились на форде-кабриолете 1927 года ярко-салатного цвета (не думаю, чтобы это была его исконная масть, просто этот цвет любим на Кубе). Как правило, автомобили арендованы у государства; цена аренды немалая – 400 куков в год. Таксисты регистрируются и возят людей, туристов, главным образом. Отчасти это помогло решить проблему недостатка общественного транспорта на некоторых маршрутах. Положим, из курортного Варадеро в Гавану казённый автобус идёт два раза в день – утром и вечером, этого недостаточно, вот и пустили частники дополнительные автобусные маршруты.
Сейчас власти разрешили продавать машины; прежде этого не было. Раньше единственным источником новых автомобилей были спортсмены, загранработники (если воспользоваться советским термином), вернувшиеся из заграницы. Но и те не имели права продавать машины.
Цена проезда на такси – довольно высокая: 1 кук за км. Предложение, похоже, превышает спрос, но цену это не снижает. Возможно, здесь такое же положение, что и у нас: люди предпочитают простаивать, но не соглашаются работать за более низкую цену. Это мне живо напомнило тульских таксистов, которых я наблюдала ещё в 90-х годах на привокзальной площади: он может стоять неделю, чтобы один раз триумфально съездить в Москву за высокую цену. А пустяки его не интересуют. Тогда, помню, циркулировали слухи, что есть какая-то мафия, не позволяющая снижать цены. Но по-моему просто неохота лишний раз работать. Капитализм успешно развивается, когда люди готовы работать за малую денежку, точнее, когда ценность денег для них внутренне выше ценности праздности. Это я наблюдала в Китае, а вот у нас и на Кубе этого нет.
В конце 80-х, между прочим, у нас в Москве частный извоз был сверхвыгодным делом. Доехать на такси из аэропорта стОило дороже, чем долететь на самолёте из, к примеру, Краснодара. Оно и понятно: таксисты уже "отпустили" цены, а в Аэрофлоте они были ещё советские.
В любом случае, частный извоз – это несложный и доходный промысел; недаром в него устремились многие, в том числе и высокообразованные люди. Как мне говорили местные, лицензии на мелкий бизнес не выдаются врачам и учителям, но вообще-то запрет легко обойти: лицензия на одного, а работает другой – так всегда и везде обходят подобные запреты.
Завтра будет продолжение.
Разумеется, введя для бизнеса прогрессивный налог на прибыль.
А владелец этого укрупняющегося бизнеса (не все этим страдают, но заметная доля всё же), или его детки-мажоры, норовят показать себя, какие они крутые и успешные, по сравнению с менее успешными соседями. Одеться поярче, жильё расширить, машинку поновее купить, домработницу завести... Ездить пьяным за рулём, ещё лучше со спецсигналом, вести себя нагло, а недовольных успокаивать некоторой суммой в куках, "покупать".
Поскольку предпринимательские способности - дар не такой уж распространённый, найдётся куча менее успешных соседей, которых всё это будет бесить. Особенно детки-мажоры, которые всё получили нахаляву. Вырастет уровень внутренней напряжённости общества, поднимется преступность. И прощай та Куба, какой мы её видим в описаниях туристов последние 30-40 лет - небогатая, но вполне спокойная и жизнерадостная.
Поэтому я и говорю о прогрессирующем налоге, который очень сильно мешает законным образом разбогатеть настолько, чтобы потерять связь с обществом, откуда ты вышел, и даёт на тебя управу государству, если ты богатеешь незаконно.
А в обществе, где капитализм прижился и холодная гражданская война - плёвое, всем привычное, дело, конечно, вменёнка - идеальный вариант для развития малого бизнеса.
Дело здесь в позиционировании услуг. Если избранный сегмент рынка достаточно обособлен, то т.н. эластичность спроса очень велика. Говоря простыми словами, понижение цены, даже существенное, не вызовет серьезного прироста дохода, оправдывающее такое понижение, по причине того, что данный сегмент (совокупность лиц, способных платить 1 кук за км) сильно оторван от следующего, который способен платить намного меньше. А среднего сегмента, который мог бы платить, условно скажем, 0,5 кука за км. просто нет.
Позиционирование выкидывает штуки и посмешнее. Например, укладка 1 кирпича при устройстве камина стоит где-то в 5 раз больше, чем цена укладки такого-же кирпича при устройстве печи. Хотя нормальную печь сделать сложнее (речь идет только об основе, декор камина или печи в данную цену не входит). Почему? Да потому что камины выкладывают "куркулям", а печи - крестьянам.
ИМХО этот сегмент только обаплом лечится.
За редким исключением они в массе вызывают некое отторжение.
Такое ощущение, что в России таксист - это дурная мужская привычка.
Если, допустим, в Америке и Китае, быть таксистом это либо временно, либо потолок для тех, кто ничего другого не может, то в России это образ жизни тех, кто мог бы работать, но работать не будет. Они будут спать в своих машинах на точках годами, и даже необходимость платить крыше их радует, те хоть конкурентов разгонят. И в официальные такси они не пойдут - там диспетчеры, там аренда, там надо по графику на работу выходить.
Где-то писалось, что уровень безработицы в России снижен за счет возможности каждому пойти в таксисты. Но с Российской ментальностью это не способ найти работу, а способ не работать вообще никогда.
Потом есть ИТРы. Есть рядовой инженер (опять же 120 руб), есть ведущий, есть кандидаты-доктора, т.е. специалисты, есть техническая администрация. Опять же, во всех случаях надбавки понятные, выслуженные, долгосрочные.
Есть сфера обслуживания. Ее место - вспомогательное ("непроизводительные отрасли"), она должна это осознавать. Поэтому рядовому там платили даже поменьше, чем рабочему, да и возможности приработка (легального, разумеется) поменьше - пожалуй, только администрирование. Тоже все понятно - сфера обслуживания без производства существовать не может, сперва надо произвести, а потом уже продавать-подавать-раздавать.
И вот теперь вспомните, что случилось, когда разрешили эти самые кооперативы. Вчерашний школьник, студент, а то и ПТУшник вдруг получил возможность меньшим трудом и быстрее заработать больше, чем кандидат наук или начальник горячего цеха. И вся иерархия полетела к чертям. Что теперь детям объяснять? Что жизнь, вообще-то, игра? Что главное - удачно сделать ставку? Что это нормально, что двое занимаются одним и тем же, но у одного зарплата на порядок выше просто потому, что он удачно "попал"? И что теперь государство с подобными вещами не борется, а считает их нормой жизни? И вот как это все можно было совместить с красными знаменами и ленинскими цитатами? Мне кажется, Горбачев именно так и хотел, да вот "процесс пошел" уже независимо от него.
Или - или
Учредитель или группа учредителей (с законами волчьей стаи) была истинным, а не бумажным хозяином.
Любая госструктура, имеющая ограничение цен и пр. не может конкурировать с такого рода частником.
Почему?
Например: всякий конечный продукт в процессе производства имеет в своей стоимости как прибыльные, так и убыточные операции . Убытки, от которых никуда не деться(взять те же научные разработки или ненастную погоду и пр.)всегда покрываются за счёт итоговой прибыли. Сегмент, где "снимаются сливки" весьма узок - вот его-то и занимает "кооператив", разоряя все остальные структуры по цепочке.
Советский общепит был не самый лучший, но мне, студенту, нравился и был по-карману.
Он первый и приказал долго жить.
Как и другие отрасли.
Это разные полюса.
Edited at 2012-10-19 06:51 am (UTC)
Так что если Вы имеете в виду, что студенческое питание теперь организовано из рук вон, то об этом и стоит говорить.
Корпорация тем и живёт, что сверхприбыль покрывает "сверх убытки", т.е. ресторан держит на плаву студенческую столовую.
(по таможенным данным сейчас импортируется 78% товаров народного потребления -за "нефть там, золото-алмазы-пушнина и пр." :))
(хотя пушнину угробили - кормить нечем было после приватизации, по-дырявой памяти: пушнина сократилась в 60 раз. Этот рынок уже давно потерян)
Edited at 2012-10-20 05:08 pm (UTC)
Напр. чай индийский, электронику японскую и т.п. Тогда каждая страна имела свои брендовые товары - это сейчас не поймёшь кто что делает. Чай турецкий был, но его брали-кривились, хотя он был не хуже грузинского веника :)(я его всегда с ужасом вспоминаю - как можно производить/выращивать такую дрянь).
Если зонт, то непременно три слона, хотя разных завались и т.п.
Ведь дрянных и некачественных импортных товаров тоже хватало.
(купил в "берёзе" белые кожаные кроссовки, которые облезли на следующий день. Обидно было - такой удав выстоял, и цена была жуть. Взяли обратно - дефект производства, но поменять уже было не на что.)
Я говорю о времени, когда СССР не отставал технологически, до 1980х.
В 1969 году мне, дошкольнику, купили на одесском привозе джинсы. За 30 руб - дороговато по тем временам. Уделал я их за месяц - прожёг кислотой (стащили из гаража и опыты ставили... пролили). На друзей и соседей они не произвели никакого впечатления - спрашивали: а чё так дорого? Что в них хорошего-то?
Прошло 8 лет и джинсы...
Пропаганда, однако.