Лучшие, свежеотремонтированные или даже построенные здания на Кубе – это отели. В этот бизнес одни из первых пришли иностранцы – главным образом испанцы и итальянцы. Иностранный партнёр не может по закону иметь больше 49% в капитале совместного предприятия (у нас тоже так было поначалу), чтобы контроль всё-таки был за кубинской стороной. Это очень правильное решение: Куба – это круглогодичный курорт с дивными пляжами, настолько красивыми, что всё это кажется не реальным пейзажем, а какой-то слащавой картинкой. Если остров Кипр, где нет ни нефти, ни никеля, как есть на Кубе, да и лето там не круглогодичное, всё-таки ухитряется жить за счёт туризма, то уж Кубе – сам бог велел развивать эту отрасль.
В этом деле без «варягов» не обойтись. Отельный бизнес – очень сложный и весьма капиталоёмкий. Это только кажется: подумаешь – гостиница, чай не космодром и не металлургический комбинат. На самом деле управлять гостиницей – очень трудное дело, тут нужна привычка, длительная традиция этой работы, необыкновенная тщательность, внимание к мелочам, умение со всей строгостью и неуклонностью «строить» персонал… В общем, если они хотят за хорошие деньги привлекать платёжеспособных туристов – им необходим иностранный партнёр и - главное! - иностранный менеджмент. Это, похоже, понимают правильно.
У нашей 4-звёздочноой гостиницы испанский партнёр, управляется отель прилично, но не без огрехов. Мы как-то сидели в лобби баре, так они ни с того ни с сего развели какую-то широкомасштабную уборку: вообще-то так не полагается, если люди сидят. Мало того – один трудящийся в процессе работы что-то украдкой прихлёбывал из бутылки, завёрнутой в салфетку. Вряд ли воду, иначе зачем таиться? Впрочем, многое искупает дружелюбие персонала. Кажется, что они веселятся вместе с тобой и тебя на самом деле любят. А может правда любят?
Для канадцев Куба – что-то вроде Турции для нас. Видела я и легендарных «канадских секретарш», прибывающих сюда ради горячих курортных утех с местными мачо. Мачо, в самом деле, хороши – накачены, загорелы, белозубы. В эротическом бизнесе достигнут высокий градус равноправия полов: парней тут крутится не меньше, чем девиц.
Но 100-процентно иностранным бизнес быть не может, как и частным. Кубинец, заработавший деньги, положим, за границей, отель или завод купить не может. Не продаются они.
А ВОТ И ТЕНЬ
В Варадеро на окнах часто встречаются красивые, затейливо сделанные металлически решётки, прямо кружевные какие-то. Встречаются и стулья, сделанные в такой же технике. Мне вообще нравится кованные изделия, и я полюбопытствовала, кто их делает. Говорят: есть частники, ремесленники, некоторые-де для себя делают, ну заодно и на заказ могут.
- А металл где берут, покупают?
- Ну, не совсем покупают. Кто работает на фабрике, там остаётся кое-что… Вот используют. Понимаете…
Преотлично понимаю. Помню ещё из детства, как мой папа, советский директор завода, вёл неравную и безнадёжную борьбу с «несунами».
И здесь они есть, несуны. У нас они были всегда, и если и истребились, то разве что с истреблением промышленности. Трудно сказать, чего тут больше: социализма, просто дурного менеджмента или национального непочтения к собственности. А может быть, на производственное воровство просто закрывают глаза, как когда-то у нас на привычное и безальтернативное воровство в колхозах и совхозах. Если в рамках – то словно бы и ничего, что-то вроде законного приварка.
Мастера-индивидуалы изготовляют и красивые витражи, распространённые на Кубе. Откуда берут стекло и металл – я спрашивать не стала. Так что теневая экономика на Кубе есть, да и везде она есть.
Индивидуалы изготовляют и сувениры для туристов – не слишком разнообразные и сравнительно дорогие. Во всяком случае, с потрясающим изобилием и качеством перуанских рынков кустарных промыслов – никакого сравнения. Единственно, что ценно – это действительно местная и ручная работа – все эти настенные тарелки и магнитные нашлёпки на холодильник. И они, правда, сделаны из глины, тогда как в более передовых странах вся эта мелочёвка давно заказывается в Китае и штампуется из пластика, имитирующего керамику. Ещё в кубинских сувенирах присутствует интересный афро-кубинский художественный стиль – яркий, весёлый, как тамошняя природа.