domestic_lynx (domestic_lynx) wrote,
domestic_lynx
domestic_lynx

Categories:

ФОРМЕННАЯ КОМЕДИЯ, или Подворотничок от Юдашкина

На Востоке говорят, и справедливо: «Что снаружи, то и внутри, что внутри, то и снаружи». Внешность человека, его одежда выражают его внутреннюю, духовную сущность. Очень часто выражают то, что он предпочёл бы скрыть. Недаром писатели-реалисты уделяли столь большое внимание внешнему облику персонажей – вспомните знаменитый халат Обломова. Одежда не только выражает внутреннее содержание, но и внушает его, настраивает на определённый лад. Чехов садился писать непременно в сюртуке, стиль casual расхолаживал его. Его литературный стиль – это стиль сюртука: сдержанный и лаконичный.

Если речь идёт о форме для больших контингентов служащих – точно та же история. Разница только в том, что заказчик шьёт форму не для себя, а для коллективной личности – своего ведомства.

Неспособность одеться, найти одежду в магазине, заказать её у портного – всё это выражения «потери себя» - глубокого кризиса идентичности. Человек подлинно не понимает: кто я? Зачем я толкусь в этой жизни? Зачем вообще всё это?

Стиль – это не что-то поверхностное и случайное, это – суть. Вернее, выражение сути вовне. Неспособность нашего руководства заказать форму, т.е. поставить задачу на её разработку и добиться результата – ярчайшее выражение того же самого кризиса. Кризиса идентичности. Дело тут не в разгильдяйстве и не в воровстве (хотя, конечно, изобильно присутствует и то, и другое), а в глубокой духовной немощи нашего общества и государства. А жалкая комедия с формой – это один из многообразных её симптомов. Это как безобидная на первый взгляд сыпь может указывать на тяжёлый и опасный недуг, который со временем сведёт пациента в могилу. Так и форменная комедия – не болезнь, а – симптом.

Симптом этот – специфически дамский: не могу одеться, хотя вроде ничто этому не мешает. Не удивительно, что дамский: общая атмосфера современной жизни – женская, даже, прямо сказать, бабская. Мужской элемент вытеснен на обочину. Я не только о министерстве обороны, там-то вообще дело доведено до пародийности – я о жизни в целом. В военном-то ведомстве скоро вообще будут командовать солдатские матери вкупе с обольстительными маркитантками.

Мужские реакции на жизнь – твёрдость, решительность, ясность цели, способность осознать и готовность применить сообразные с целью средства. Женские реакции – это «не было б хуже», «ну не такой же ценой», «все так делают, ну и нам нужно». Сегодня во всём мире преобладают реакции женского типа, а в России, как в стране мирового гротеска, - и подавно. Отсюда, кстати, и «мужчины голубого цвета» с их растущим авторитетом и влиянием. Я, собственно, не о мужчинах и женщинах – я о духе, об атмосфере. Она – женская. А для жизни и развития нужна гармония женского и мужского начала. Равновесие. А для убыстрённого развития – преобладание мужского агрессивного начала – духа экспансии, новаторства, штурма. Сегодняшний дух – обратный: отсидеться, набить закрома и зажить своим домком (по возможности на «золотой миле»).

Соответственно, и кризисы идентичности у нас протекают по женскому типу – как неспособность одеться.

При мужском подходе к делу и к жизни – проблемы одежды (и соответственно формы) вообще не существует. Вернее, эти задачи решаются просто и походя. В 1943 году ввели новые знаки отличия и, в частности, погоны. Одновременно – было возвращено слово «офицер», которое после революции прочно ассоциировалось с царским режимом. Погоны – тоже ассоциировались со старым миром, они были символом военного сословия. Недаром погоны срывали как знак высшего бесчестья. Форма стала очень похожей на старую, царскую. Рассказывают, что Сталину предложили несколько (кажется, три) варианта формы, и он выбрал ту, старую, мотивировав просто: раз она опробована – значит, так тому и быть. Этот выбор знаменовал переход от пролетарской Красной армии, от армии мировой революции – к армии имперской, к российской армии – по сути, по духу, по задачам. Собственно, всё правление Сталина, особенно его вторая часть – это был возврат к имперским традициям, ценностям и задачам. После войны Сталин стремился одеть в форму все ведомства: от лесников до дипломатов. И это правильно: форма дисциплинирует. Тогда же ввели и школьную форму (вместе с раздельным обучением) – срисованную со старой, гимназической. Именно на рубеже 40-х и 50-х годов советская школа достигла своего развития и учила лучше, чем когда бы то ни было. Случайно? Форма тут ни при чём? Как знать… Аналогично - милиция. У меня сохранилось старое издание «Дяди Стёпы» - так вот там знаменитый постовой – в форме дореволюционного городового. Ну, может, с какими-то отличающимися деталями, но общий вид – тот.

Сегодня какие у нас идеи? Стремления? Желания? Какова идея нашей армии? Это армия чего? Какие ценности она намерена защищать и от кого? Без ответа на эти вопросы всё разъезжается, как гнилая материя, из которой что-то там наскоро настрочили расторопные и услужливые китайцы. Может показаться, что я чересчур усложняю, но вовсе нет. Одежда человека напрямую зависит от ответа на вопрос: кто я? Что я буду делать, как и зачем? Так вот ответа на этот вопрос – нет. Потому и не удаётся создать форму.

Юдашкин тут не при чём. Он сделал что мог – что-то с привкусом шутейства, поручика Ржевского, гусарской баллады - вроде тех барабанщиц, которых иногда расставляют на корпоративных мероприятиях ивент-компании. Но он по-другому не умеет, он так привык – со стразами от Сваровски и вышивками гладью. Что его привлекли – тоже понятно: он – модный дизайнер, а мода какая у нас сегодня? Известно какая – гламур тужур. Ну, значит, и надо сделать гламурно. Чтоб было современно. Теперь Юдашкин от своего создания отрёкся – и это тоже в тренде: если бы похвалили – он бы надувал щёки державным величием, а заругали – я не я и лошадь не моя. Так и мужи разума и совета поступают, а не то что бравый портняжка.

Причина в тех, кто Юдашкина нанял, кто ему не объяснил, что надо, кто не проследил, что получилось. Что отдали заказ китайцам – это ещё не беда. Китайцы могут делать вполне приличные вещи, если им поставлена такая задача. Приличные вещи, разумеется, стОят дороже неприличных. Оно и в Африке так, не то, что в Китае. Если перед китайским производителем поставить задачу минимизировать цену – он от заказа не откажется, но сделает, но – дрянь. Это мне известно по опыту. Вообще, с ЛЮБЫМ изготовителем надо работать – упорно и целенаправленно, иначе выйдет – дрянь. Это тоже – по личному опыту.

Кстати, к российским изготовителям это относится в полной мере и в высшей степени. За ними нужен глаз да глаз – и в этом нет ничего нового и необычного.

Теперь о липучках и подворотничках. Каждому понятно: полевая форма должна быть практичной и удобной, когда надо – тёплой, когда надо – прохладной. Какие материалы использовать – должны решать заказчики. Иногда хороши натуральные материалы – хлопок, шерсть, даже шёлк. Мне рассказывали итальянцы служившие в горнопехотных войсках (т.н. альпийские стрелки), что у них было нижнее бельё из шёлка, которое так замечательно сохраняло тепло, что солдаты могли даже спать на снегу. Но натуральность – не догма. Сегодня появились искусственные и синтетические ткани, обладающие очень ценными качествами: например определённым образом обработанное микроволокно из полиэстера впитывает в три раза больше жидкости, чем хлопок или вискоза того же веса и объёма. Так что хорошие ткани могут быть из самых разных волокон. Единственное, что их объединяет, - это то, что они не могут быть совершенно дешёвыми.

Я не знаю, какие должны быть фасоны, хотя горячо согласна, что косой карман – вещь удобная. Очевидно: нужна удобная обувь. Сейчас даже не сомневаются – ботинки, а не сапоги. А мне вот кажется, что в нашем климате при снежных зимах сапоги удобнее. Недаром у нас искони ходили в сапогах и богатые люди. С Обломова стаскивал сапоги Захар, а Лев Толстой в своих прогулках держал за голенищем сапога бумагу и карандаш для записи внезапной мысли.

Отмена подвороничка – это своего рода иконоборчество: борьба с символами. Пришивание подворотничка – это неизменный атрибут советской армейской службы, значит, его быть не должно! Отряхнём прах совка со своих американизированных башмаков. На самом деле пришивка его занимает минуты. Я не верю в такую гигантскую занятость, чтобы невозможно было найти на это время. Вообще, известно: самые занятые люди – это бездельники. Про «вымыть шею» - чепуха. Как её ни мой – воротник и манжеты грязнятся в первую очередь. А натереть шею – самое простое дело.

Но это всё мелочи, детали и пустяки. Будет у нашей страны сознание своего места в мире – будет понятно, какая нужна армия. А там, глядишь, и до подворотничка дело дойдёт. А при нынешней старушачьей энергетике - никакой задачи решить невозможно. Даже если она - не выше сапога.
Subscribe

  • ОТКУДА ВЗЯТЬ СЕЗОННИКОВ?

    Вице-премьер Виктория Абрамченко поручила Министерству труда, Министерству внутренних дел и Министерству сельского хозяйства проработать вопрос о…

  • ЧТО Я ПОМНЮ О ЕЛЬЦИНЕ

    По телевизору казённые торжества по случаю 90-летия Ельцина. Путин произнёс прочувствованную речь: «Что отличало Бориса Николаевича - отличало…

  • ГРЯДЁТ РЕВОЛЮЦИЯ?

    В России явно готовится революция. Цветная или ещё какая – не так важно. Важно, что революция. Поэтому, глядя на школоту Навального, да и…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 199 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • ОТКУДА ВЗЯТЬ СЕЗОННИКОВ?

    Вице-премьер Виктория Абрамченко поручила Министерству труда, Министерству внутренних дел и Министерству сельского хозяйства проработать вопрос о…

  • ЧТО Я ПОМНЮ О ЕЛЬЦИНЕ

    По телевизору казённые торжества по случаю 90-летия Ельцина. Путин произнёс прочувствованную речь: «Что отличало Бориса Николаевича - отличало…

  • ГРЯДЁТ РЕВОЛЮЦИЯ?

    В России явно готовится революция. Цветная или ещё какая – не так важно. Важно, что революция. Поэтому, глядя на школоту Навального, да и…