domestic_lynx (domestic_lynx) wrote,
domestic_lynx
domestic_lynx

Category:

"Масштабное обновление" министра Ливанова

Сегодня по телевизору требовали отставки министра образования Ливанова. А он ничего – знай себе реформирует. Мало того – затеяна реформа детских садов. Сообщается:
«Проект стандарта дошкольного образования в мае вынесут на общественное обсуждение, пообещал глава Минобрнауки РФ Дмитрий Ливанов.
Он будет включать в себя основные требования к структуре образовательных программ и условиям их реализации. При этом, как подчеркнул министр, необходимо, чтобы документ был "не столько стандартом обучения, сколько развития ребенка", "развития психофизических функций - памяти, речи, внимания".
"Это проект масштабного обновления дошкольного образования во всех его аспектах", - пояснил Ливанов.

Уж на что ненавидели прежнего министра образования и науки Фурсенко, а пришёл новый – Ливанов – и чувства наши обновились и обострились, как полагается весной: граждане плюются, учителя возмущаются, депутаты собираются отправить одиозного чиновника в отставку. Вот уж поистине горе народное – этот наробраз: куда ни кинь – всё клин. Как его ни реформируй – всё хуже получается. Вроде хождения по болоту: дальше идёшь – глубже проваливаешься. Отчего так?

Оттого что министры образования приставлены к заведомо провальной и исходно бессмысленной затее. Им буквально поручено пойти туда не знаю куда и найти то не знаю что. Все дискуссии об образовании – это обсуждение деталей маршрута «не знаю куда».
Больше выделить денег на образование, меньше, сколько студентов учить «на бюджете», а кого за деньги, даже сакраментальный вопрос об учительской зарплате – всё это вторично. Потому что само по себе образование – вторично. Оно – инструмент. Образование готовит кадры для решения страной и народом определённых задач. Этой очевидной и вроде бы несложной для восприятия истины, похоже, никто не понимает.

Именно потому, что образование – инструмент, великие педагогические новации возникают на рубеже эпох, когда перед обществом возникают новые задачи. Потребовала английская промышленная революция минимально грамотного работника, притом в массовом порядке, - и вот тебе – родилась система «ланкастерских взаимных обучений» - быстрого обучения массовых контингентов грамоте, помянутая даже в «Горе от ума». Потребовалось Петру I для его преобразовательной работы сформировать кадры образованных людей – стал он посылать дворянских недорослей учиться «навигацким наукам». Потребовалось большевикам «пробежать», по выражению Сталина, за десяток лет историческую дистанцию, на которую другие народы тратили сотни, - тут же возникает система ликбезов, рабфаков, техникумов и вузов, нацеленных на индустриализацию.

Все разговоры об образовании, попытки его реформировать, обсуждения, нужно или нет ЕГЭ, издание по сему поводу разных законов и установлений и наставлений – вещь радикально бессмысленная. И пребудет таковой ровно до того момента, когда наконец не прояснится, для какой деятельности мы готовим кадры и учим детей. А это, в свою очередь, определяется тем, что мы желаем в результате деятельности получить. Потому что не бывает образованных людей ВООБЩЕ. Образованный человек – это человек, способный к той или иной деятельности. Меняется деятельность – меняется и критерий образованности. Это превосходно показано в романе Михаила Осоргина «Сивцев Вражек». Сто лет назад (как и сегодня) любимцами дам и центром общества были говорливые адвокаты и модные журналисты. Но начинается Первая мировая война – и самым интересным и, как теперь говорят, востребованным, становится заводской инженер. Именно к нему обращены взоры: хватит ли снарядов для фронта?

Сегодня ответа на вопрос «зачем?» нет и не предвидится. Ощущение такое, что на него наложено негласное табу: очень уж страшно. Поэтому мусолят частности: сколько процентов от ВВП тратить на образование, сколько правильно иметь студентов на сто тысяч населения и т.п. В области практической происходят слияния учебных заведений, что сильно напоминает перестановку мебели в департаменте вместо деятельности, что было художественно описано ещё Ильфом и Петровым.

Эта дурная деятельность началась с самого начала российского капитализма. Особенно забавно то, что мы постоянно гордимся тем, какое замечательное образование у нас БЫЛО при советской власти. Но ведь если что-то было хорошо, значит, логически рассуждая, надо это хорошее беречь и сохранять. Ан нет, почему-то потребовалось радикально поменять это признаваемое хорошим образование. Зачем? А просто так, из реформаторского зуда. Наука шагнула вперёд и образование должно стать вровень с наукой? Этот аргумент не выдерживает никакой критики: изучаемое в средней школе, - это наука максимум конца 19-го века, а в основном – это 17-18-й век.

Пусковым механизмом реформаторской суеты было то, что полвека назад именовалось «низкопоклонством перед заграницей»: пытались сделать наше образование внешне похожим на западное. И главное – о счастье! – чтоб наш диплом признавался на Западе. Я думаю, самые тёмные из наробразовских чиновников, слышали, что квалифицированные советские специалисты и так очень даже признавались на Западе, а неумехи, даже и с самыми «правильными» дипломами – нигде не нужны. И тут ещё вопрос к реформаторам: мы чего хотим – чтобы наши специалисты работали у нас или уезжали? Цель-то у нас какая?

Цели у нас никакой нет, а дорогостоящая суета, наоборот, есть. Теперь вот суета добралась и до детского сада. Его тоже будут реформировать. Не хватает мест в садах, но построить сады, улучшить там питание, повысить зарплаты воспитательницам – это трудно, а потому трудное заменяется более простым – бумажной (теперь уже электронной) суетой.

В советское время содержание дошкольного воспитания было вполне разработано. Было известно, в каком возрасте что ребёнок должен был уметь делать, какие навыки должны быть сформированы у «выпускника» детсада. По своему материнскому опыту помню: в три года ребёнок должен был уметь одеваться, но не должен был уметь завязывать шнурки, а в четыре – уже был должен. К школе ребёнок уже обретал некоторые навыки самообслуживания, счёта, знал буквы, знакомился с окружающим миром, знал стишки и песенки. Что тут можно выдумать ещё? Это уже выдумано – нужно только позаботиться, чтобы все дети были обеспечены местами в садах, а сады – воспитательницами с не слишком нищенской зарплатой.

При советской власти многие сады имели т.н. загородные дачи – вроде пионерского лагеря для дошколят, и туда можно было послать ребёнка хоть на целое лето. А теперь малыша почасту некуда деть летом – вот о чём надо думать мужам разума и совета, а не о «масштабном обновлении дошкольного образования во всех его аспектах». Сегодня территории таких детсадовских дач в нашем подмосковном посёлке распродаются под коттеджи. Такой вот прогресс.

Ливанов – министр не только образования, но и науки. Прославил он себя неполитичной критикой Академии наук, и тут с ним трудно спорить. Заслуги Академии велики, но они все в прошлом. Наши нобелевские лауреаты получали свои премии за работы, выполненные во времена шарашек и Гулага, или в силу инерции, накопленной в те времена. Неприятно об этом думать, обидно даже, но это факт. Почему так происходило? Потому, что учёным надо ставить задачу. Большую задачу. И выделять ресурсы для её решения. И строго спрашивать за результат. «Если эта штука не взорвётся – я тебе голову оторву!» - говорил, по преданию, тов. Берия тов. Курчатову, сидя в укрытии на ядерном полигоне. И «штуки» вели себя так, как было предписано политическим руководством: и летели, куда надо, и взрывались, где надо – не в пример нынешним. Сама из себя наука никакой большой задачи породить не может и легко скатывается к тому, что сами смешливые учёные давно прозвали «удовлетворением собственного любопытства за казённый счёт».

Я вполне поминаю корпоративную обиду учёных на критику Ливанова: самые обидные обиды и оскорбительные оскорбления – это те, что содержат много правды. А правда в том, что Академия очень мало продуктивна. Но причина этого лежит за пределами Академии и вообще за пределами науки. Причина в том, что наукой бросили руководить. Задачи перестали ей ставить. Триада: задача – ресурсы – спрос за результат – вот что приводит к развитию науки в нашей стране. В других странах это происходит иначе? В корпорациях, говорите, наука развивается? Но мы-то о нашей стране говорим. У нас никаких серьёзных деловых корпораций нет: есть малый бизнес, которому не до науки, и есть розданные новым боярам куски советского наследства. Этим тоже не до науки. Так что никакой силы, кроме государства, покуда не предвидится. А оно устранилось.

Сегодняшнее образование, а также его реформа – всё это порождение нынешней ресурсной экономики, экономики проедания советского наследства. Выражаясь по-марксистски, это «надстройка» над экономическим «базисом» - нефтяной трубой. Если потребуется перейти от паразитарной экономики к созидательной – с неизбежностью потребуется совершенно другое образование. Какое? Похожее на советское образование 50-х годов – эпохи его наивысшего расцвета. В 30-е годы при переходе от революционного разрушения, к хозяйственному строительству в СССР была взята за модель советской школы – царская гимназия. Потому что некогда было мудрствовать – работать надо было, и побыстрее. Этот переход был отмечен Постановлением Центрального комитета ВКП(б)от 4 июля 1936 года
 « О педологических извращениях в системе Наркомпросов». Это была контрреволюция в области образования, знаменующая переход от революционного разрушения к созиданию. Через двадцать лет этот процесс привёл нашу страну к научно-техническому первенству.

Сегодня мы находимся на разрушительной стадии, и наши образовательные министры – это герои разрушения. И народ это чувствует, и их крепко не любит.
Subscribe

  • ЗАСТАВИТЬ ВСЕХ ПРИВИТЬСЯ ОТ КОВИДА

    Опять заболеваемость ковидом пошла вверх, словно в довакцинные времена. Люди реально болеют и умирают; теперь уже у каждого есть какие-то…

  • ОТКУДА ВЗЯТЬ СЕЗОННИКОВ?

    Вице-премьер Виктория Абрамченко поручила Министерству труда, Министерству внутренних дел и Министерству сельского хозяйства проработать вопрос о…

  • ЧТО Я ПОМНЮ О ЕЛЬЦИНЕ

    По телевизору казённые торжества по случаю 90-летия Ельцина. Путин произнёс прочувствованную речь: «Что отличало Бориса Николаевича - отличало…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 204 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • ЗАСТАВИТЬ ВСЕХ ПРИВИТЬСЯ ОТ КОВИДА

    Опять заболеваемость ковидом пошла вверх, словно в довакцинные времена. Люди реально болеют и умирают; теперь уже у каждого есть какие-то…

  • ОТКУДА ВЗЯТЬ СЕЗОННИКОВ?

    Вице-премьер Виктория Абрамченко поручила Министерству труда, Министерству внутренних дел и Министерству сельского хозяйства проработать вопрос о…

  • ЧТО Я ПОМНЮ О ЕЛЬЦИНЕ

    По телевизору казённые торжества по случаю 90-летия Ельцина. Путин произнёс прочувствованную речь: «Что отличало Бориса Николаевича - отличало…