domestic_lynx (domestic_lynx) wrote,
domestic_lynx
domestic_lynx

Categories:

Пустопорожняя этика

Новый предмет завёлся в школе - "Морально-этическое воспитание" (или как-то в этом роде). Введут его якобы с апреля в 4-м классе. Поразительное дело - они, что в школе не учились? Апрель ведь последний учебный месяц. В мае - одни праздники да утренники. Но это пустяки. Главное - что этой самой этики вообще не нужно. Чего жевать мочало да мозги засорять? В последеней "Литературной газете" Наталья Гамаюнова пишет, что школьникам и так продохнуть некогда, а тут ещё новое дело - этика с моралью.

Много лет назад у меня был знакомый бюрократ высокого (даже сверхвысокого) ранга. Так он на любое шевеление жизни реагировал так: "Ну что же, совещаньице щас созовём, планчик напишем. Оргтехмероприятий". Ну, он был бюрократ технический.

А в наробразе выработался свой, соответствующий профилю, способ реагирования на любое жизненное затрудниние: введение нового предмета. Много разводов? Ведём этику и психологию семейной жизни. Дети сосут пиво и сигареты, а иные и ширяютя? Будем им читать мораль. В прямом смысле.
Когда уж тут арифметике учить? Или орфографии? Некогда. Не до того.

Вокруг этого комического предмета уже возникло завихрение научно-фининсовой суеты: наверно, делят гранты или "общую курицу славы" не могут разрезать надлежащим образом...

Вообще, представление о том, что люди поступают дурно отого, что не знают, как поступить хорошо - это идея со стажем. Ещё Сократ так думал. Так что Фурсенко со товарищи - в хорошей компании. Правда, Сократа, по требованию общественности, отравили - чтоб молодёжь не портил завиральными идеями. Ну, это просто по античной дикости, не знакомой с заветами политкорректности.

Ну а если серьёзно: как формируется мораль? Почему ребёнок жалеет слабого, делится ириской с подругой, ябедничает или не ябедничает на соседа по парте? Почему кто-то курит, а кто-то всё-таки нет - есть же такие? Вот как это формируется?

Формируется просто: подражанием. В процессе социализации. Дети - это маленькие обезьянки: если в семье принято материться - будет материться, сколько ни убеждай его выражаться изячно и прэлестно. Да и нету у него материала для изячного и прэлестного выражения. Слов таких нет в вокабуляре.
У меня в юности была знакомая девушка, которая, провалившись в институт, устроилась нянечкой в соседний детсад. Детсад оказался Трёхгорной мануфактуры, народ там незатейливый. Так вот эта девушка-нянечка любила развлекать подруг рассказами об играх своих воспитанников по понедельникам: они все играли в пьянство. Папа является пьяный, приводит собутыльников, мама их выгоняет и пошлло-поехало... Угадайте, как говорится, с трёх раз: если этим детям в 4-м (или любом другом) классе рассказать, сто пьянство - зло, это на них повлияет?
Даже неловко писать такой банал: если папа уважает маму, то и сын будет уважать жену. Моя бабушка говорила: хочешь знать, как будущий муж будет отноститься к тебе, посмотри, как его отец относится к его матери. Это не знания, вроде географии или арифметики - это своего рода СОЦИАЛЬНЫЕ НАВЫКИ. Их получают не умственным путём, а в виде импринтинга.

Если ребёнок растёт в атмосфере уважения (чего бы то ни было) - он учится уважать.
Если в атмосфете цинизма - он учится цинизму.
Если живёт в атмосфере вежливости - он учится быть вежливым. Если в школе на него хамски орут - он приучается хамски орать. Жизненные навыки всегда сильнее умственных знаний. К тому же орут с утра до вечера, а этике будут учить раз в неделю по полчаса.

Особенно опасны противоречивые сигналы, получаемые растущим организмом. Если бедолагу на уроке "граждановедения" (был предмет с таким идиотским названием в школьные времена моего сына) будут учить любить "отечество наше свободное, дружбы народов надёжный оплот", а при этом по телеку и вообще повсюду твердят о коррупции, воровстве и взятках как о самом заурядном и безальтернативном деле , к тому же мама мечтает устроиться в городскую администрацию и не скрывает, для чего, к тому же брат поступает в какую-нибудь академию экономической безопасности всё для того же - так вот в этом случае молодой организм получит то, что старые физиологи, ученики Ивана Петровича Павлова, называли "сшибкой". Это конфликт проитворечивых сигналов, приводящих к длительному стрессу. Организм уходит в глухую оборону и перестаёт вообще реагировать на сигналы. Реакция простая: "А ну вас всех..." На банальном языке это называется апатия и цинизм.

Если замороченная училка в вытянутой на заду кофте будет бубнить про семейные ценности или счатье любви, высокой и бескорыстной, а по ящику молодая и упакованная Ксюша Собчак будет проповедовать образ жизни и ценности предприимчивой куртизанки - как вы думаете, кто победит? Книжка по этике или удачливая шлюшонка? А? Вот и я тоже так думаю.

Преподавание этики в школе - наипустейшее дело. Лучше уж лишний урок физ-ры: побегать кругами по улице, хоть размяться. Учителей этой этики только лишний раз болванами выставлять: бубнят чушь какую-то! А если ещё "доценты с кандидатами" напишут мудрёный учебник с "историей вопроса" и обозрением всего, что говорилось про мораль "от Ромула до наших дней" - тогда школяры этот предмет просто возненавидят. И поделом! Они и так перекормлены схоластической мурой - из ушей льётся.

Но надо же что-то делать!

Аргумент известный. Вообще-то лучше ничего не делать, чем делать глупость.

Если есть желание в самом деле поучить детей добру - ну и вовлекайте их в добрые дела. ДЕЛА - не разговоры. Учите их ДЕЛАТЬ добро. Не пустопорожно рассуждать, а хоть что-то сделать своими руками.

Одна кормушка для птиц даёт для воспитания больше, чем 10 000 школьных научных конференций с беджиками и слайдшоу. Правда, это, наверно, проходит по ведомству экологического воспитания... Хотя как посмотреть: любовь к братьям меньшим - это, наверное, этическая категория?
Говорят, в эпоху кровавого сталинизма, в феврале, аккурат об эту пору, пионеры делали скворечники и развешивали их по берёзам. Представляете? Умели ведь... Доску умели обрезать, с гвоздями обходиться умели - прям чудо какое-то. И были какие-то учителя труда или чего-то там ещё, которые умели этот процесс организовать и возглавить!

А ещё были какие-то тимуровцы, которые старушкам помогали. (Только не путайте с Егором Тимурычем Гайдаром - он тут ни при чём). Не на словах, а на деле помогали: за хлебом бегали, лекарства носили, а то и воду. Сейчас-то, понимаю, некогда: успеть бы законспектировать раздел "Уважение к старости - важная этическая категория".

У меня была старенькая бабушка - учительница начальных классов. Жила она в Туле, одиноко,в доме без удобств, вода на колонке. Да ещё забота: огромный сад. Так вот к ней всегда приходили её бывшие ученики, ставшие старшеклассниками, помогать по саду: окапывали яблони, вскапывали грядки, в общем, делали всё, что надо. Приходили без зова: это считалось нормой. Как вы думаете: эти дети бросят собственную бабушку?

Одно маленькое дело неизмеримо поучительнее большой болтовни. Большая болтовня вообще антивоспитательна: она отнимает время и ничему не учит и формирует пугливых и безруких паралитиков.

Но, к сожалению, большая болтовня - это болезнь нашей школы. Всей - от начальной до высшей. Болезнь, вообще-то генетическая, давняя, но сегодня она расцвела таким пышным цветом, что больной, на мой взгляд, скорее мёртв, чем жив. Возможно, большая болтовня - это не сама болезнь, а её симптом. А болезнь - это пустопорожность. То, сто Салтыков-Щедрин называл "пустоутробие". А где пустоутробие - там большая болтовня.

Обучение у нас - любому предмету - теоретически-схоластическое. Куча какой-то очень сомнительного качества теории, а делают дети... - да почти что ничего не делают. Только читают и пересказывают учебники. Ни экскурсий, ни работы на участке, ни даже вразумительных уроков труда - ничего нет. Помню, мой сын (мы жили тогда в Москве) проходил предмет - москвоведение. Изучали его словно историю древнего Рима - без единой экскурсии. Говорят, экскурсии запретили из соображений безопасности.

Получив такую закваску, человек естественным образом стремится к одному: поскорее сесть в контору, за компьютер. Чтоб реальность была виртуальная, а зарплата настоящая. Больше всего этому идеалу соответствует госслужба - туда все и стремятся.

Наша школа готовит социальных паралитиков, людей не способных к живому, практическому делу. Тов.Фурсенко! Введите, пожалуйста, предмет: "Жизненная практика" (Варианты названия "Праксис", "Предметная деятельность", "Предметно-вещественная реальность"). Пускай ваши доценты с кандидатами напишут учебник по этому предмету, а дети будут его пересказывать и скачивать по нему рефераты из интернета. Только вот Наталья Гамаюнова опять будет жаловаться в газете, что дети пергружены...
Subscribe

  • ДОЛОЙ СТАРШИЕ КЛАССЫ! Дополнение

    Я не собиралась продолжать тему отмены старших классов, но тут же - по закону притяжения мысли - стали приходить известия на эту самую тему. Вот…

  • ДОЛОЙ СТАРШИЕ КЛАССЫ!

    Ввиду скорого начала учебного года, возобновились слухи об отмене ЕГЭ: мне уже несколько мамаш говорили. Почти наверняка его не отменят: слишком…

  • АНТИЧНЫЙ ВЗГЛЯД НА ТРУД и ПОНАЕХАВШИЕ "ТАДЖИКИ"

    В «Завтра» очень содержательная беседа Андрея Фефелова и Игоря Шишкина о проблемах мигрантов и миграции. Верно сказано, что необходимость…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment