Много лет назад у меня был знакомый бюрократ высокого (даже сверхвысокого) ранга. Так он на любое шевеление жизни реагировал так: "Ну что же, совещаньице щас созовём, планчик напишем. Оргтехмероприятий". Ну, он был бюрократ технический.
А в наробразе выработался свой, соответствующий профилю, способ реагирования на любое жизненное затрудниние: введение нового предмета. Много разводов? Ведём этику и психологию семейной жизни. Дети сосут пиво и сигареты, а иные и ширяютя? Будем им читать мораль. В прямом смысле.
Когда уж тут арифметике учить? Или орфографии? Некогда. Не до того.
Вокруг этого комического предмета уже возникло завихрение научно-фининсовой суеты: наверно, делят гранты или "общую курицу славы" не могут разрезать надлежащим образом...
Вообще, представление о том, что люди поступают дурно отого, что не знают, как поступить хорошо - это идея со стажем. Ещё Сократ так думал. Так что Фурсенко со товарищи - в хорошей компании. Правда, Сократа, по требованию общественности, отравили - чтоб молодёжь не портил завиральными идеями. Ну, это просто по античной дикости, не знакомой с заветами политкорректности.
Ну а если серьёзно: как формируется мораль? Почему ребёнок жалеет слабого, делится ириской с подругой, ябедничает или не ябедничает на соседа по парте? Почему кто-то курит, а кто-то всё-таки нет - есть же такие? Вот как это формируется?
Формируется просто: подражанием. В процессе социализации. Дети - это маленькие обезьянки: если в семье принято материться - будет материться, сколько ни убеждай его выражаться изячно и прэлестно. Да и нету у него материала для изячного и прэлестного выражения. Слов таких нет в вокабуляре.
У меня в юности была знакомая девушка, которая, провалившись в институт, устроилась нянечкой в соседний детсад. Детсад оказался Трёхгорной мануфактуры, народ там незатейливый. Так вот эта девушка-нянечка любила развлекать подруг рассказами об играх своих воспитанников по понедельникам: они все играли в пьянство. Папа является пьяный, приводит собутыльников, мама их выгоняет и пошлло-поехало... Угадайте, как говорится, с трёх раз: если этим детям в 4-м (или любом другом) классе рассказать, сто пьянство - зло, это на них повлияет?
Даже неловко писать такой банал: если папа уважает маму, то и сын будет уважать жену. Моя бабушка говорила: хочешь знать, как будущий муж будет отноститься к тебе, посмотри, как его отец относится к его матери. Это не знания, вроде географии или арифметики - это своего рода СОЦИАЛЬНЫЕ НАВЫКИ. Их получают не умственным путём, а в виде импринтинга.
Если ребёнок растёт в атмосфере уважения (чего бы то ни было) - он учится уважать.
Если в атмосфете цинизма - он учится цинизму.
Если живёт в атмосфере вежливости - он учится быть вежливым. Если в школе на него хамски орут - он приучается хамски орать. Жизненные навыки всегда сильнее умственных знаний. К тому же орут с утра до вечера, а этике будут учить раз в неделю по полчаса.
Особенно опасны противоречивые сигналы, получаемые растущим организмом. Если бедолагу на уроке "граждановедения" (был предмет с таким идиотским названием в школьные времена моего сына) будут учить любить "отечество наше свободное, дружбы народов надёжный оплот", а при этом по телеку и вообще повсюду твердят о коррупции, воровстве и взятках как о самом заурядном и безальтернативном деле , к тому же мама мечтает устроиться в городскую администрацию и не скрывает, для чего, к тому же брат поступает в какую-нибудь академию экономической безопасности всё для того же - так вот в этом случае молодой организм получит то, что старые физиологи, ученики Ивана Петровича Павлова, называли "сшибкой". Это конфликт проитворечивых сигналов, приводящих к длительному стрессу. Организм уходит в глухую оборону и перестаёт вообще реагировать на сигналы. Реакция простая: "А ну вас всех..." На банальном языке это называется апатия и цинизм.
Если замороченная училка в вытянутой на заду кофте будет бубнить про семейные ценности или счатье любви, высокой и бескорыстной, а по ящику молодая и упакованная Ксюша Собчак будет проповедовать образ жизни и ценности предприимчивой куртизанки - как вы думаете, кто победит? Книжка по этике или удачливая шлюшонка? А? Вот и я тоже так думаю.
Преподавание этики в школе - наипустейшее дело. Лучше уж лишний урок физ-ры: побегать кругами по улице, хоть размяться. Учителей этой этики только лишний раз болванами выставлять: бубнят чушь какую-то! А если ещё "доценты с кандидатами" напишут мудрёный учебник с "историей вопроса" и обозрением всего, что говорилось про мораль "от Ромула до наших дней" - тогда школяры этот предмет просто возненавидят. И поделом! Они и так перекормлены схоластической мурой - из ушей льётся.
Но надо же что-то делать!
Аргумент известный. Вообще-то лучше ничего не делать, чем делать глупость.
Если есть желание в самом деле поучить детей добру - ну и вовлекайте их в добрые дела. ДЕЛА - не разговоры. Учите их ДЕЛАТЬ добро. Не пустопорожно рассуждать, а хоть что-то сделать своими руками.
Одна кормушка для птиц даёт для воспитания больше, чем 10 000 школьных научных конференций с беджиками и слайдшоу. Правда, это, наверно, проходит по ведомству экологического воспитания... Хотя как посмотреть: любовь к братьям меньшим - это, наверное, этическая категория?
Говорят, в эпоху кровавого сталинизма, в феврале, аккурат об эту пору, пионеры делали скворечники и развешивали их по берёзам. Представляете? Умели ведь... Доску умели обрезать, с гвоздями обходиться умели - прям чудо какое-то. И были какие-то учителя труда или чего-то там ещё, которые умели этот процесс организовать и возглавить!
А ещё были какие-то тимуровцы, которые старушкам помогали. (Только не путайте с Егором Тимурычем Гайдаром - он тут ни при чём). Не на словах, а на деле помогали: за хлебом бегали, лекарства носили, а то и воду. Сейчас-то, понимаю, некогда: успеть бы законспектировать раздел "Уважение к старости - важная этическая категория".
У меня была старенькая бабушка - учительница начальных классов. Жила она в Туле, одиноко,в доме без удобств, вода на колонке. Да ещё забота: огромный сад. Так вот к ней всегда приходили её бывшие ученики, ставшие старшеклассниками, помогать по саду: окапывали яблони, вскапывали грядки, в общем, делали всё, что надо. Приходили без зова: это считалось нормой. Как вы думаете: эти дети бросят собственную бабушку?
Одно маленькое дело неизмеримо поучительнее большой болтовни. Большая болтовня вообще антивоспитательна: она отнимает время и ничему не учит и формирует пугливых и безруких паралитиков.
Но, к сожалению, большая болтовня - это болезнь нашей школы. Всей - от начальной до высшей. Болезнь, вообще-то генетическая, давняя, но сегодня она расцвела таким пышным цветом, что больной, на мой взгляд, скорее мёртв, чем жив. Возможно, большая болтовня - это не сама болезнь, а её симптом. А болезнь - это пустопорожность. То, сто Салтыков-Щедрин называл "пустоутробие". А где пустоутробие - там большая болтовня.
Обучение у нас - любому предмету - теоретически-схоластическое. Куча какой-то очень сомнительного качества теории, а делают дети... - да почти что ничего не делают. Только читают и пересказывают учебники. Ни экскурсий, ни работы на участке, ни даже вразумительных уроков труда - ничего нет. Помню, мой сын (мы жили тогда в Москве) проходил предмет - москвоведение. Изучали его словно историю древнего Рима - без единой экскурсии. Говорят, экскурсии запретили из соображений безопасности.
Получив такую закваску, человек естественным образом стремится к одному: поскорее сесть в контору, за компьютер. Чтоб реальность была виртуальная, а зарплата настоящая. Больше всего этому идеалу соответствует госслужба - туда все и стремятся.
Наша школа готовит социальных паралитиков, людей не способных к живому, практическому делу. Тов.Фурсенко! Введите, пожалуйста, предмет: "Жизненная практика" (Варианты названия "Праксис", "Предметная деятельность", "Предметно-вещественная реальность"). Пускай ваши доценты с кандидатами напишут учебник по этому предмету, а дети будут его пересказывать и скачивать по нему рефераты из интернета. Только вот Наталья Гамаюнова опять будет жаловаться в газете, что дети пергружены...